С какой стороны ни посмотри, вода — это великая ценность. Правильно в песне поется: «…без воды и ни туды, и ни сюды». А умеем ли мы беречь ее?
Посмотрите с малышом на глобус, какого цвета земной шар? Правда, немного странно, что наша планета называется Земля — на сушу-то приходится всего 1/4 ее территории. А все остальное занимает вода!

Всем нужна

А для чего вода необходима людям? Главное — для того, чтобы пить. Организм взрослого человека на две трети состоит из воды. И может существовать без этой уникальной жидкости всего несколько дней, в то время как без пищи — намного больше. Вода необходима для всего живого. Малыш наверняка видел, как выглядят растения, когда им не хватает воды, — листочки никнут, становятся вялыми.
Вода — одно из наиболее важных веществ, она нужна животным и растениям. И заменить ее нечем
Вода является домом для множества растений и животных. Вспомните с малышом, кто живет в реках? Назовите речных рыб (окунь, щука, карась, сом, ерш), не забудьте о земноводных, насекомых и растениях.
Вода просто необходима в квартире, чтобы готовить еду, мыть посуду, убираться.Расскажите ребенку, что раньше, когда люди жили в сельских избах, деревянных домах, там не было воды. Каждый день приходилось ходить к колодцу и носить воду в дом ведрами. Для того, чтобы умыться, кашу сварить и напоить домашних животных. Хорошо, если есть возможность проиллюстрировать рассказ картинкой
с изображением сельской жительницы с коромыслом. Вы уже читали малышу сказку «По щучьему велению»? Там Емеля зимой набирал ведрами воду из проруби на реке.
Сегодня вода пришла в наши дома. Но вспомните с ребенком случаи из жизни, когда в квартире отключали воду. Правда, тяжело? Ни руки вымыть, ни чаю попить…
Попытайтесь представить, что будет со всеми живыми организмами на земле, если воды вдруг не станет или она будет загрязнена и непригодна для питья. Поэтому воду нужно беречь — без нее невозможно жить.
Спросите малыша, любит ли он купаться в ванной? Наверняка ребенок с радостью ответит, что это его любимое занятие!
Сейчас в каждой квартире многоэтажного дома есть водопровод с холодной и горячей водой. Чтобы в кране была чистая вода, много людей должны серьезно потрудиться. Дело в том, что в реки и озера попадают грязные стоки и перед подачей в дома воду необходимо очищать.
Если спросить любого ребенка, умеет ли он правильно пользоваться водой, малыш удивится:
— Открыл кран — и она льется. Как можно неправильно пользоваться водой?
А если задуматься, откуда вода приходит к нам в дом и куда уходит?

Сказка про Капельку

Жила-была Капелька воды в большой-большой реке. Она с подружками весело резвилась на просторе, искрилась на солнышке, бурля и пенясь, скакала по камням. Нравилось воде шуметь в жаркие летние дни, наблюдая, как плещется в ней детвора.
Но однажды случилось так, что Капелька с подружками попали в какую-то трубу. Они уже не могли сами решать, куда и как им плыть. Мощная сила управляла их движением, увлекая в лабиринт. Пройдя много сложных механизмов, еде было темно и не очень удобно. Капелька наконец увидела свет. Это был свет комнате, где мама набирала ванну для Коли. «Ура, — радовалась Капелька, — сейчас порезвимся с этим малышом, как летом в реке -с просторе! Для хорошего дела я прошла такой путь, — подумала Капелька, —я помогу людям».
Но пока Коля досматривал мультфильм, вода в ванне остыла. Мальчик прибежал и, выдернув пробку, спустил воду, чтобы затем снова набрать уже теплой. Капелька не сразу поняла , что произошло. Она оказалась в трубе,но теперь все было по-другому: чистая Капелька смешалась с грязными частицами воды.
Добрая Капелька и тут нашла друзей, от которых узнала, что кто-то из них попал в грязную трубу из кухни, где мыли посуду, кто-то вместе с шампунем вымыл голову кудрявой малютке, другие мыли грязные сапоги, окна, полы… Капелька поняла: этой водой воспользовались люди, а затем она со своими знакомыми попала сюда. Все вместе они прошли долгий и нелегкий путь очистки. Вода становилась все более прозрачной. Пока совсем не очистилась.
И снова Капелька оказалась в квартире человека. Но ее опять ждала неудача. Как ни старалась Капелька задержаться в плохо закрытом кране, она выкатилась и сразу попала в трубу с грязной водой. Опять ее ждали лабиринты и сложные механизмы, которые то грели, то остужали, то вертели ее с великой силой, то, будто забывая, оставляли подолгу стоять без движения.
Грустная Капелька вспоминала свою реку и лето.
В воде плескались дети, водой поливали всходы на грядках, ее пили звери и птицы…Та жизнь была для Капельки ясной. Сейчас же она не понимала, зачем люди забрали ее из реки, долго вели по трубам на большую высоту до своей квартиры и, когда вода оказывалась доступной, сливали, даже не воспользовавшись.
Так нужна ли вода людям или не нужна?—спрашивала себя удивленная Капелька.

Спросите кроху

А теперь, когда малыш узнал историю Капельки, самое время повторить очень важный вопрос.
Умеешь ли ты правильно пользоваться водой?
Оказывается, уметь открывать кран — не самое главное. Правильно пользоваться водой означает уметь закрывать его! Каждую каплю воды нужно использовать для дела. Вода, прежде чем попасть к нам в квартиру, проходит сложный путь. И просто так сливать ее, даже не воспользовавшись, неверно. Если кран остался открытым, чистая вода тратится впустую. Обратите внимание ребенка на то, что с каждым разом очищать воду все сложнее. Очистные сооружения работают на пределе. Именно поэтому городские жители уже не пьют воду из-под крана. Ее нужно кипятить или ставить дополнительные фильтры.
За одну минуту из неплотно закрытого крана вытекают 110 капель. За сутки набегает 15 л воды
Покажите малышу ведро и объясните, что такой объем воды уходит на очистку неиспользованной. Представьте, сколько ведер воды наберется за неделю или месяц!

Будем знакомы

Чтобы лучше понять Капельку, отправляйтесь с малышом в ванную. Не сомневайтесь, сегодня сказочная Капелька попадет к вам.
Наберите воды для опытов и внимательно проследите, как малыш закроет кран.
Заглянув в воду, обрадуйтесь, что видите Капельку, поздоровайтесь с ней. Предложите сделать это и крохе.
—Почему я никого не вижу, спросит малыш?
— Потому что капелек в ведерке много и они очень дружные. Оказавшись рядом, они тянутся и обнимаются, а сливаясь, образуют воду.
Попробуем отделить капельки друг от друга и найти нашу. Возьмите стакан с водой и медленно выливайте ее на тарелку. Стечет одна
капелька, другая, третья. На тарелке они растекаются, а оказавшись близко друг к другу, сливаются. Вот какие капельки дружные.
А есть ли форма у воды?
Пусть ребенок нальет воду в чашку, блюдце и баночку. Теперь посмотрим, что происходит с водой? Она принимает форму емкости, в которую налита. Вода не имеет постоянной формы. Пропустите воду через трубочку. Таким путем и Капельку из большой реки унесло в трубу.
А какого цвета была чистая Капелька?
Скорее всего, малыш ответит, что чистая вода — белая. Тогда покажите белый лист бумаги или стакан молока и спросите, отличается ли от них вода? Оказывается, чистая вода не имеет цвета.
Опустите в стакан молока три пуговицы и спросите, видит ли их кроха. А если те же пуговицы опустить в баночку с водой? Пуговицы видны. Что скажет на это малыш? Чистая вода прозрачная, через нее все видно.
А что происходит с Капельской зимой? Оказывается, ее ждут прямо-таки волшебные превращения. Капелька становится Снежинкой.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла

На моей ладошке.
Наберите в ведерко снега и принесите домой. Понаблюдайте, как будет пушистый снег превращаться в прозрачную воду.
Капелька может стать Льдинкой. Спросите ребенка: как воду превратить в лед? Если ее заморозить на улице или в морозильнике, вода превратится в лед.
Чем Снежинки отличаются от Льдинок?
Посмотрите, имеет ли форму рыхлый, сыпучий снег. Да, имеет ту форму, которую ему придашь. Потому из снега можно лепить. Пусть кроха отгадает такую загадку:
По снегу покатите —
Я подрасту.
На костре нагреете —
Я пропаду.

Посмотрите, имеет ли форму лед? Он принимает форму того сосуда, в котором замерз.
Залейте воду, добавив в нее акварельные краски, в формочки и вынесите на мороз (за окно или на балкон). Понаблюдайте, как вода замерзает, превращаясь в лед.Можно выложить на снегу красивыми льдинками необычный орнамент.
Какого цвета Снежинка и Льдинка?
Положите в один прозрачный стакан кусочек льда, в другой — комок снега. Сравните лед и снег по цвету.
Какого цвета снег? Снег белый, когда он чистый.
Какого цвета лед? Лед бесцветный.
Что прозрачное — Снежинки или Льдинки?
Положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Теперь сравните. Под снегом картинку не видно, значит, снег непрозрачный, а лед прозрачный.
Теперь совсем не трудно отгадать эту загадку:
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.

Сможем ли мы дома из воды сделать настоящие снежинки? Нет, на это способна только природа. Высоко над землей из водяного пара образуются крохотные льдинки— кристаллики. Медленно опускаясь, они начинают расти и превращаются в снежинки, которые превращаются в хлопья и падают на землю. Каждая снежинка—это узор из шести лучиков. Но ни одна снежинка не похожа на другую. Однако вы с малышом можете вырезать снежинки из бумаги.

Покажите ребенку личный пример

Обращайте внимание чада на значение воды в нашей жизни. Пусть ребенок с младых ногтей привыкает ценить воду.
Подтянем краны. Старайтесь не допускать, чтобы у вас дома вода бесполезно текла из крана или постоянно капала. Демонстрируйте бережное отношение к воде и не увлекайтесь химическими средствами, которые загрязняют воду.

Плюс эксперименты. Опыты с водой увлекают малышей и учат беречь ее, не расходуя впустую. Не забывайте всякий раз хвалить свое чадо за сознательность.

Языком плаката. Придумайте и нарисуйте с малышом плакат «Берегите воду!». Повесьте его в ванной комнате и на кухне. Это будет эффективное напоминание не только для малыша, но и для всех членов семьи.