Маленькие дети еще не могут занимать себя. Вот и приходится родителям думать, чем бы их увлечь. Попробуйте совместить приятное с полезным. Придумайте игры, которые разовьют внимание, память, мышление, помогут познакомиться с окружающим миром, научат фантазировать..

С 3 до 12 месяцев

Ребенку все хочется пощупать, открыть, закрыть, включить, выключить. Причем своими руками.
Попробуйте, пользуясь этим, совместить исследование мира и развитие логики, концентрации внимания. Вот несколько игр, которые помогут вам в этом и займут на какое-то время малыша.
Переверните грудничка на живот и положите пред ним три ярких игрушки. В этом положении ему легче сконцентрировать свое внимание на чем-то и пользоваться ручками, чтобы дотронуться до предмета. Пока он находится в этом положении, покажите ему игрушку, назовите ее и дайте пощупать. Это мои пальчики? Крохи забавляются пальчиками рук, внимательно изучают их. Чтобы это было не только интересно, но и весело, возьмите носочек ребенка, нарисуйте ярким маркером забавную рожицу, потом проделайте в нем пять дырочек и наденьте малышу на ручку. Поверьте, будет море удивления и восторга, ведь ручка стала совсем другой! Кроха с удовольствием изучит яркие цвета, что поможет ему развивать мыслительную деятельность.

Мой любимый носик

Познакомить ребенка с частями его тела можно очень ласково. Это придаст ему уверенность в вашей любви и поможет узнать о своем теле намного больше. Для этого в тот момент, когда вы одеваете малыша, целуйте ему носик, щечки, лобик, ручки, ножки и приговаривайте при этом: „Это наш милый носик, это наши милые щечки, это наши ножки, а тут у нас ручки».

Крышки и банки

Задание для годовичков: подберите три разные по размеру баночки. Прикройте их крышечками. Предложите малышу открыть их. Потом смешайте баночки с крышечками. Пусть он сам попробует подобрать правильные крышки к баночкам. Когда малыш будет закручивать крышку, у него активизируется мелкая моторика пальцев. Затрат мало, а пользы много. Деткам постарше поставьте баночку на поднос и попросите их наливать туда водичку через воронку.

от 1 года до 3 лет

В этом возрасте начинает более активно развиваться речь. Помогите малышу освоить правильное произношение звуков, букв, слогов.

Стишки-потешки

Такие стишки веселят деток и позволяют запоминать слова без напряжения. Чаще читайте их ребенку, пока он не выучит их наизусть и не начнет повторять. Вот несколько популярных потешек:
Коровушка-буренушка,
Полети на небо.
Принеси нам хлеба.
Всем продавай, а нам так давай.

Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку.
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.

Ай гу-гу, ай гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица —
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,
Мокрый к ужину придешь.

Ежик, ежик, где живешь?
Куда яблочко несешь?
Я живу в густом лесу.
Маме яблочко неси.

Рисование хорошо развивает мелкую моторику пальцев, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Рисуем и воображаем

Закладывая основы изобразительной деятельности, вы научите ребенка фантазировать, разовьете его пальчики, откроете для него мир живописи. Творческий взгляд на мир, а заодно и мелкую моторику пальцев разовьют лепка, аппликация, работа с ножницами. Начните учить кроху рисованию с простых сюжетов. Возьмите яркие большие фломастеры. Нарисуйте сами тучку и предложите малышу дорисовать дождик. Изобразите солнышко, а он пускай покажет, как лучики от него разбегаются в разные стороны. Листочки цветка нарисуйте сами, а ему предложите „посадить цветочек в землю». Покажите ребенку, как лучше изображать ствол елочки, а он пусть дорисует к ней иголки. Изобразите кораблик, а кроха пускай дофантазирует, как плещутся волны моря. Эти занятия сблизят вас с ребенком, а также помогут ему развить фантазию и научат владеть карандашом.

Кошки-мышки

Возьмите два листа бумаги. На одном нарисуйте кошку и мышку. Потом расскажите сказку о том, как мышка попала в лапы кошке, и спасти ее может только ваш малыш. Для этого нужно заштриховать на одном листе мышку и нарисовать такую же на другом. Мышка сначала спрячется от преследователя, а затем улизнет от коварной кошки на другой листочек. Придумывая вместе сюжеты, вы научите кроху творить не только на бумаге, но и сочинять сказочные истории. В жизни это пригодится!


Пластилиновый зоопарк

Возьмите мягкий пластилин и покажите ребенку, как нужно делать колбаски, лепить колобки, скатывать шарики, делать блинчики.
А потом предложите ему слепить зверинец: жирафа, бегемота, зайчика, лисичку. Лепка развивает фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

Птичка-невеличка

Нарисуйте вместе с малышом птичку ладошкой и украсьте аппликацией. Для этого возьмите гуашь синего цвета (или специальные краски), обмакните в нее ладошку ребенка и сделайте отпечаток раскрытыми пальцами. Это будут тело и хвост. Вырежьте из бумаги голову, крылышко, клюв птицы. Покажите крохе изображение птички, чтобы он понял, что именно ему нужно сделать.
Пусть он сам скажет, куда необходимо наклеить крылышки и другие части тела птички. Занятие, в котором совмещены аппликация и пальцевой рисунок, не только развивает моторику и творческую фантазию, но и расширяет знания малыша об окружающем мире.

от 3 до 5 лет

В этом возрасте у детей желательно развивать воображение, наблюдательность, память, мышление, мелкую моторику, тактильную чувствительность, автоматическое движение руки при рисовании, аналитическое и творческое мышление. Ведь этот возраст считается средней ступенью подготовки к школе.


Диалоги и стихи

У малышей активно развивается речь, в частности дети учатся вступать в беседу и вести диалог.

Вопросы и ответы

Чтобы научить ребенка диалоговой речи, нужно не экзаменовать его по каким-то вопросам: большой это дом или маленький, какого цвета кубики и т.д., лучше чаще интересуйтесь его жизнью. Например, после посещения детского праздника задавайте ему вопросы: какие клоуны запомнились, кто из них был лучше всех, чей танец, пение или стишок ему понравились, какие конкурсы пришлись по душе.
Пусть малыш расскажет, что произошло за день, папе, когда тот приходит с работы, братику или сестре после их возвращения из школы. Помогайте крохе наводящими вопросами. Развитию диалоговой речи учит разговор по телефону. Составьте список вопросов, на которые ребенку не сложно отвечать. И пусть ему задают их бабушки, дедушки, ваши друзья. Включайте диалоги в ролевые игры с мишками, куклами, солдатиками (кому что нравится). Пусть дочка ответит, куда собралась ее кукла, что она наденет, что возьмет с собой. А сынишка пускай расскажет вам, чем займется его солдатик, какое у него ружье, в какой машине он поедет.

Вдоль по дорожке

Положите на столе 2 длинные макаронины-спагетти параллельно друг другу. Достаньте манку и предложите ребенку сделать дорожку для ежика. Пусть он насыплет крупу так аккуратно, чтобы не выйти за края дорожки. Потом смешайте муку с водой и солью, чтобы из нее получилось мягкое тесто, а соль скрепила его. Сделайте вместе с крохой ежика из теста, вместо иголок вставьте мелкие макаронины, вместо глазок — крупинки гречки. Ежик по дорожке пускай отправится в лес. Это и весело, и развивает фантазию. Если малыш усидчивый, ему понравится нанизывать бусы или делать композиции из различных материалов.

Учим стихи

Развить память и одновременно логическое мышление помогут познавательные стишки. С ними легче освоить сравнение, сопоставление, они заставят работать логическое мышление малыша. Учите ребенка сравнивать. Нарисуйте два домика: один высокий, другой низкий. Попросите его угадать, в каком домике живет ваша семья. Пусть объяснит, почему именно здесь. Прочтите стишок, который предложите повторить ребенку:
♦Высокий — низкий
Высокий дом многоэтажный.
Как великан — большой
и важный.
Приземистый и низкий домик
В сравнении с великаном —
гномик.
♦ДЛИННЫЙ — короткий
Поросенок, чтоб напиться,
Тычет мордочкой в корытце.
Вместо хвостика — крючок,
Нос короткий — пятачок.
А это африканский слон.
Бананы очень любит он.
Чтоб рвать бананы и кокосы,
Слон обзавелся длинным носом!
♦ ТОЛСТЫЙ — тонкий
У баобаба толстый ствол.
Я вам в пример его привел.
Чтоб с тонким тополем сравнить.
Они ведь — как канат и нить.
Поиграем в суффиксы Предложите малышу „изменять» предметы или животных, делая их маленькими с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Скажите: „Я буду называть предмет, а ты уменьши его». Например: сад — садик, заяц — зайчик, рука — ручка, кровать — кроватка и т. д. А теперь попробуйте в обратную сторону. Продолжите игру: волк — волчище, медведь — медвежище и т. д. Следите, чтобы кроха не путал детенышей животных с их уменьшительным названием.

Подвижные игры

Все. практически без исключения, дети очень любят бегать, прыгать, скакать и лазить. А почему бы вам не совместить подвижные и развивающие игры? Курочка и цыплята Читайте стихотворение и одновременно изображайте действия.

Вышла курочка гулять.
Свежей травки пощипать.
(Изобразите курицу, высоко поднимая колени и маша руками-крыльями.)
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки. (Малыш идет за мамой-курицей и повторяет движения наседки.)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко, не ходите далеко! (Погрозите пальцем.)
Лапками гребите и зернышки ищите (Малыш гребет лапками.)
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
(Покажите, как съели жука и какой длинный был червяк.)
Такая игра, да еще с участием родителей, развеселит кроху. Со временем ребенок сам будет читать стишок и повторять поведение цыплят. Игра развивает воображение, память, мышление.
Забавляясь и веселясь, малыши станут крепче и научатся многим полезным
вещам. Зарядка не будет скучным и рутинным делом, а превратится в веселое
и желанное занятие.Можно обыгрывать и другие ежедневные дела. Например, играть по дороге в детский сад или даже в очереди в кабинет к врачу. Ведь все, что вам нужно для таких игр — это воображение и хорошее настроение!