Малышу трудно сдерживать возник­шее желание, длительно задерживать свое действие или долго находиться в бездеятельном состоянии. Чем ребе­нок моложе, тем меньше у него способность к процессу торможения, тем острее борьба между желанием и за­претом. Постепенно мы приучаем его подождать, сдер­живаем его желания (если они не носят физиологиче­ский характер), запрещая одно, направляем действия ребенка на другое.

Ребенок, однако, должен знать, что есть вещи, которыми играть нельзя, но убирать их из по­ля зрения не стоит, так как это не будет способствовать воспитанию волевых качеств и правильных взаимоотно­шений с окружающими людьми. Раздражать ребенка резкими повторяющимися отказами не нужно, а, по мне­нию русского педагога К. Д. Ушинского, лучше «на одно нельзя давать два можно». Например, объяснить: «Тро­гать эти цветы нельзя, их можно только понюхать. А те­перь пойдем, я тебе дам бумагу, карандаш и ты нарису­ешь красивый цветок». В детском коллективе обыч­но создаются спокойные взаимоотношения, чтобы не приходилось делать детям много запрещающих заме­чаний.

Одной из частых причин неуравновешенного поведе­ния ребенка является нарушение его сосредоточенной деятельности. Нельзя резко обрывать игру: «Положи иг­рушки и иди быстро мыть руки —пора обедать!». Чаще на такое обращение маленький ребенок отвечает плачем, или его возбуждение выражается в том, что он с разма­ха бросает игрушку, бежит, шумит, возле умывальника расталкивает детей и долго не может успокоиться. Пе­реход на любую деятельность должен быть плавным, подготавливающим к ней ребенка: «Давай куклу поло­жим спать, а мишку посадим на стульчик — пусть отдох­нут; а мы с тобой пойдем мыть руки, они будут чистые, и ты сядешь обедать», — спокойно говорит воспитатель­ница.