Малышу трудно сдерживать возникшее желание, длительно задерживать свое действие или долго находиться в бездеятельном состоянии. Чем ребенок моложе, тем меньше у него способность к процессу торможения, тем острее борьба между желанием и запретом. Постепенно мы приучаем его подождать, сдерживаем его желания (если они не носят физиологический характер), запрещая одно, направляем действия ребенка на другое.
Ребенок, однако, должен знать, что есть вещи, которыми играть нельзя, но убирать их из поля зрения не стоит, так как это не будет способствовать воспитанию волевых качеств и правильных взаимоотношений с окружающими людьми. Раздражать ребенка резкими повторяющимися отказами не нужно, а, по мнению русского педагога К. Д. Ушинского, лучше «на одно нельзя давать два можно». Например, объяснить: «Трогать эти цветы нельзя, их можно только понюхать. А теперь пойдем, я тебе дам бумагу, карандаш и ты нарисуешь красивый цветок». В детском коллективе обычно создаются спокойные взаимоотношения, чтобы не приходилось делать детям много запрещающих замечаний.
Одной из частых причин неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его сосредоточенной деятельности. Нельзя резко обрывать игру: «Положи игрушки и иди быстро мыть руки —пора обедать!». Чаще на такое обращение маленький ребенок отвечает плачем, или его возбуждение выражается в том, что он с размаха бросает игрушку, бежит, шумит, возле умывальника расталкивает детей и долго не может успокоиться. Переход на любую деятельность должен быть плавным, подготавливающим к ней ребенка: «Давай куклу положим спать, а мишку посадим на стульчик — пусть отдохнут; а мы с тобой пойдем мыть руки, они будут чистые, и ты сядешь обедать», — спокойно говорит воспитательница.