Методика Петерсон позволяет шутя освоить сложение,вычитание и логику

Конечно, „самое главное, чтобы ребеночек рос здоровым». Конечно, „я не собираюсь на него давить — пусть развиваются все таланты крохи». Конечно, „не для оценок он будет учиться, а для знаний». Можно привести еще сотню классических родительских „конечно», суть которых такова: мамам и папам одинаково ценны любые таланты малыша — хоть разряд по шахматам в пять лет, хоть умение лепить высокохудожественные куличики. Только вот парадокс: число гуманитарных классов в школах активно стремится к нулю, а главным показателем успеваемости считается оценка по математике. Ну, и еще немножечко — по русскому.

Анализируй это!

Математику не зря называют царицей наук. Именно она с ее ненавистными косинусами и разрушающими мозг логарифмами учит анализировать, именно она развивает мышление — а значит, закладывает основу для дальнейшей успешной жизни. Потому что эрудит — это всего лишь человек, наполненный знаниями. Аналитик — тот, кто умеет в нужный момент выудить из массы своих знаний необходимое, правильно его применить, а затем, основываясь на двух известных,одном малоизвестном и парочке переменных величин, логическим путем вычислить очень важное неизвестное. И стать, к примеру, основателем компании „Майкрософт». Ну, или просто нобелевским лауреатом.
Вот почему так популярны сейчас группы раннего развития, основной акцент в которых делается именно на занятия по развитию логики. Одной из самых известных методик сегодня стала программа Людмилы Георгиевны Петерсон. Успешности этой системе добавляет и тот факт, что во многих „продвинутых» школах математику изучают именно „по Петерсон», а значит, кроха, до этого занимавшийся по аналогичной программе, легче освоит школьную. Но самое важное все-таки не в этом. Главных плюсов у этой системы два: упор на логику и принцип „слоеного пирога».

Полезный „пирог»

Вспомните, как вы учились в школе? В первом классе проходили сложение и вычитание, во втором — умножение и деление, в третьем пошли дроби, а в четвертом математика из предмета в общем-то понимаемого превратилась в темный лес, и вы, ворча: „Зачем мне решать уравнения, если я хочу стать водителем трамвая?» — списывали на переменке „домашку» у отличницы Кругловой. А знаете, с чего математика вдруг стала такой сложной? Ничего сверхъестественного: традиционная программа обучения строилась „по линейке». Сегодня изучаем это, завтра переходим к следующему разделу, послезавтра — еще к одному. И вы, проболев полраздела во втором классе, и, провздыхав всю весну по красавцу Печенкину в третьем, к четвертому классу обнаружили, что не понимаете в математике вообще ничего. Фундамент знаний оказался каким-то дырявым и слишком хлипким. В системе Людмилы Петерсон все не так. Знания здесь дают по принципу „слоеного пирога». В три, в четыре, в пять лет, равно как и в первом, втором, третьем классе, малыш получает, можно сказать, одни и те же знания. Только с каждым разом меняется уровень восприятия и глубина проникновения в суть предмета. Таким образом, если малыш в четыре года не освоил, как это — выстраивать закономерность из трех зеленых кубиков и одного красного, он вернется к тем же закономерностям в пять лет. Правда, там уже придется догадываться, какой кубик выложить следующим в цепочке: два синих — два красных — один желтый. Но ребенок неожиданно для себя поймет, что все ведь просто! Начинай сначала и повторяй „ритм» пока кубики не кончатся! И у мамы от сердца отляжет: „Все-таки умница у меня малыш, разобрался с кубиками!» „Методика Петерсон» дает каждому ребенку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, и затем освоить его на новом витке развития», — рассказывает учитель высшей квалификационной категории Наталья Царькова. Наталья Владимировна уже много лет работает в начальной школе по программе Петерсон и уверяет, что это лучшая система из всех, с которыми ей доводилось иметь дело.
„В этой программе меня привлекает полная включенность детей в процесс обучения. В начале урока мы ставим себе задачу, в конце — анализируем, добились ли мы нужного результата. Опять же, результаты нам нужны не ради них самих, а для того, чтобы применить их в жизни», — добавляет Наталья Царькова. Действительно, подумайте, какие навыки малыш осваивает быстрее всего? Те, которые ему нужны. Никто ведь не учит кроху выдувать пузыри из жвачки, он сам этому упорно учится, чтобы „быть как Димка из третьего подъезда». И старается, пыхтит, порой топает ногой, злится, но все равно не сдается. Почему? Потому что это не маме надо — ему! Вот когда малышу самому будет надо уметь считать — он начнет считать. Главное — создать нужную мотивацию.

Все логично

Опять же, вспоминаем свою школу и уроки математики. Что вы обычно на них делали? Правильно, считали. А что еще можно делать та математике? Два плюс три, три плюс два — вот удел начального школьника.

Методика Петерсон не отождествляет школяров с маленькими калькуляторами

Нет, счету дети обучаются, но счет здесь — лишь одна из многих задач. Программа Петерсон приближена к реальным потребностям реального человека. Потребности же состоят в том, чтобы понимать суть вещей и уметь принимать верные решения. Как, к примеру, дошколята изучают тот же счет? Абстрактные понятия суммы и равенства им пока недоступны. Они, конечно, могут вызубрить все примеры на сложение и вычитание в пределах десятка. Особо упертые родители вместо „Мухи-цокотухи» учат с чадами таблицу умножения. Держитесь, дети! Вы вырастете и заставите мам и пап учить таблицы Брадиса — пусть тоже помучаются! Но осознать, что это такое „3+2=5″ малышам сложно. У дошколят, занимающихся по системе Петерсон, перед глазами всегда большой числовой луч — здесь его называют числовой ручеек. Три, говорите, плюс два? Малыш ставит пальчик на цифру ТРИ и делает ДВА шажка вперед. Вперед — потому что плюс. А если бы был минус, тогда он шагнул бы назад. Где пальчик оказался? На цифре ПЯТЬ. Значит, ТРИ плюс ДВА будет ПЯТЬ! Вот вам и ответ. Малыши с радостью шагают по отрезку и легко осваивают счет в пределах десятка. Вообще, дошколята воспринимают занятия по Петерсон как игру. Этому способствуют и красочные тетрадки, и сами задания -— веселые и разнообразные. „Методика Петерсон пленила меня тем, что действительно развивает. К концу начальной школы дети, занимающиеся по ней, обгоняли своих „традиционных» сверстников на полтора года», — рассказывает Царькова. Да, многие „развивалки» умные. Очень умные. Настолько умные, что бедные родители делают с детьми уроки до часу ночи. Но зачем учить малышей сложно, если можно — просто? Если на уроках по Петерсон у ребят горят глаза, если им действительно интересно? И если результаты у них такие, какими может гордиться каждый учитель?

Кубическое „уравнение»

Тетрадок с заданиями по Петерсон в каждом книжном магазине можно найти воз и маленькую тележку. Но ограничивать себя тетрадками необязательно. Попробуйте поиграть„в Петерсон» со своим малышом сами!

1. Следуем „ритму»

Выложите на полу кубики: два красных, два жептых, два красных и снова два желтых и попросите малыша продолжить ряд. Сначата ребенок может положить, к примеру, зеленый кубик. Поясните крохе: „Нет, смотри, ряд стал другой. А нужно, чтоб кубики повторялись так, как в начале». Малыш быстро сообразит, в чем суть игры и, выложив после двух красных два желтых кубика, наверняка предложит поиграть еще. Освоив принцип „продолжи ритм», ребенок уже сможет задавать подобные задачки вам. И вы вполне можете разок ошибиться, чтобы увидеть ликование на мордашке своего зайчонка: „Я такой сложный ритм придумал, что мама не догадалась!»

2. Ищем отличия

Еще в одно петерсоновское задание можно играть как в „Виселицу» или „Балду». Берете листок бумаги и рисуете на нем большой красный шар. Ваш малыш уже знает, что предмет может быть большим или маленьким, красным или зеленым, шаром или кубиком. Предложите ему вслед за большим красным шаром нарисовать какой-нибудь предмет, который будет отличаться от него только по одному признаку. Допустим, малыш изобразит маленький красный шар. Следующий ход ваш — вы рисуете маленький синий шар. Потом карандаш вновь хватает ребенок и на листке появляется маленький синий квадрат. Рисовать можно до бесконечности.

Следующее задание помогает малышам подготовиться к решению неравенств. Нарисуйте на листке две коробки. В одной разместите пять звездочек, в другой — четыре. Поинтересуйтесь у ребенка:
— Где звездочек больше?
Возможно, кроха предложит сосчитать звездочки.
— Можно сделать гораздо проще, — улыбнетесь вы, — давай поставим звездочки в пары. Соедини линией звездочку из одной коробки со звездочкой из другой. Все звездочки встали в пары? Нет? В одной коробке звездочка оказалась без пары? Значит, здесь их больше. По-научному это называется установлением взаимно-однозначного соответствия. А по-детскому — построить парами. Мачыши очень любят это задание. Конечно, система Петерсон не панацея от всех математических „бед». И, наверное, через какое-то время ей придет на смену нечто еще более полезное. Одно можно сказать точно: малышу всегда пригодится умение логически мыслить — то самое умение, которое он может получить, играя в математику.