Наблюдать за развитием ребенка в первые месяцы жизни это и удовольствие для мамы, и ответственная работа
Помните веселую песенку: „Каждый маленький ребенок вырастает из пеленок»… И действительно, все происходит очень быстро: дети растут в буквальном смысле не по дням, а по часам. У малыша что ни день — то достижение, что ни неделя — то новый этап развития! В конце каждого месяца нужно подвести промежуточные итоги: посмотреть, чему кроха научился, какие навыки освоил. Хорошо бы с самого рождения ребенка заносить его достижения в особый календарь.
Вся эта информация позволит врачу судить о психомоторном развитии крохи, своевременно корректируя его и делая прогнозы на будущее
Разумеется, ребенок — не робот, функционирующий по запрограммированному графику.
Младенец может развиваться как с опережением средних показателей, так и с некоторым отставанием. Однако главные ориентиры все же сохраняются. Отстающего нужно подстимулировать с помощью специальных упражнений, курса массажа, общеукрепляющих процедур и других мер по усмотрению наблюдающего врача. Но и торопыжку, слишком уж активно забегающего вперед в своих умениях, тоже нужно показать детскому неврологу. Если дитя держит головку чуть ли не с рождения, тогда как ему положено делать это ближе к 3 месяцам, это тревожный симптом: повышен тонус шейных мышц! У того, кто научился сидеть раньше времени, не укрепив спинку в процессе ползания, в дальнейшем могут возникнуть проблемы с позвоночником. То же самое происходит, если кроха пытается ходить чуть ли не с 8 месяцев: это ведет к развитию плоскостопия, искривлению ножек, нарушениям осанки. За развитием такого малыша должны наблюдать детский невролог и ортопед! Каковы же главные ориентиры для мамочки?

1 месяц

Ребенок несколько секунд удерживает головку в вертикальном положении, а лежа на животике, пытается поднять ее. Если в это время прикоснуться к его подошвам, он начинает отталкиваться и пытаться ползти. Поддерживаемый под мышки и поставленный на ножки, кроха выпрямляет их, опираясь на всю стопу, и делает несколько шажков. Улыбается, услышав ваш голос.

2 месяца

Сосредоточенно разглядывает висящую над кроваткой игрушку и лицо мамочки, пытаясь воспроизвести ее мимику, следит за погремушкой, поворачивает головку на звук или мамочкин голос. Перестает сосать грудь или смесь из бутылочки, услышав шум или увидев яркую игрушку. Более активно и разнообразно реагирует на общение — отвечает улыбкой на улыбку, а на обращенную к нему речь — гулит. Лежа на животике, приподнимает грудь и головку, удерживая ее в вертикальном положении несколько минут. Берет игрушки всей ладонью, крепко удерживает их. Исчезает рефлекс ползания.

3 месяца

Свободно удерживает голову в вертикальном положении 5-6 минут. Переворачивается со спинки на животик. Лежа на нем, приподнимается, опираясь на предплечья и локотки, и следит за погремушкой. Из этого положения перекатывается на бочок. Хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и заинтересованно наблюдает за движущимся предметом. Появляется четкая зрительная реакция на кормление: увидев мамину грудь, бутылочку или ложку, младенец открывает ротик и тянется к соску или к еде. Когда мамочка обращается к нему, демонстрирует симптомокомплекс оживления: радостно улыбается, размахивает ручками и ножками, произносит отдельные звуки. Рефлекс опоры и автоматической походки уже должен исчезнуть — при попытке поставить малыша его ножки подгибаются.

4 месяца

Узнает мамочку и близких, отличает их от незнакомых, которых начинает опасаться. Пугается врача. Тянется к игрушкам, захватывает их, во время кормления придерживает ручками грудь или бутылочку со смесью. Садится, когда вы ему помогаете, но держать спинку прямо еще не может. Приподнимаясь из положения лежа на животике, опирается только на ладошки. Гулит, издавая мелодичные звуки. Во время игры не только улыбается, но и смеется. А главное — уже различает некоторые цвета!

5 месяцев

Не только узнает мамочкин голос, но и понимает интонации — ласковой откровенно радуется, от строгой куксится. Певуче гулит. К чужим людям на ручки не идет! Берет протянутую игрушку. Переворачивается со спинки на животик и лежит на нем, опираясь на ладони выпрямленных ручек. Движения становятся более уверенными. Поднимает погремушку и долго удерживает ее в ручках. Поддерживаемый под мышки, ровно стоит на собственных ножках.

6 месяцев

Реагирует на свое имя, произносит слоги, разглядывает игрушки, перекладывая их из одной ручки в другую. Сам садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с животика на спинку, пытается ползать на четвереньках. При поддержке за ручки или за грудь встает и делает попытки переступать ножками. Свободно манипулирует с игрушками — перекладывает их из одной ручки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает ротик, свободно ест с ложки. Начинает произносить первые слоги: „ма», „ба», „па», что свидетельствует о появлении лепета!

7 месяцев

Подолгу лепечет, размахивая игрушками, стучит ими одной об другую, бросает их. Хорошо и подолгу ползает, поднимается на четвереньки, сидит сам, и притом очень уверенно, встает на колени, держась за опору. Поддерживаемый под мышки, переступает ножками. На вопрос: „Где?» — находит взглядом знакомый предмет на привычном месте. С удовольствием повторяет слоги: „ма-ма», „па-па», „ба-ба».

8 месяцев

Свободно ползает, сам садится, ложится, а при наличии опоры встает на ножки и опускается. Пытается хлопать в ладошки и повторять другие ранее выученные с мамочкой движения. Встает и пробует ходить, поддерживаемый за ручки. Пьет из чашки, поднесенной вами к его ротику. Выполняет просьбы: „Дай мячик», „Помаши ручкой». Ищет взглядом нужный предмет и настойчиво пытается достать его.
Подолгу рассматривает игрушки и занимается с ними.

9 месяцев

Перебирает кубики и кольца пирамидки. Подражая маме, повторяет слоги с ее интонацией. На вопрос: „Где?» — находит несколько спрятанных предметов в непривычных местах. Выполняет простые просьбы: „Дай ручку», „Помаши ручкой», „Покажи, где у куклы носик». Пытается стоять без опоры. Ходит, держась за ручку, перильца манежа. Умеет садиться из вертикального положения.

10 месяцев

Находит и подает предметы по вашей просьбе, выполняет с ними простые действия. Сам поднимается, ходит за ручку и вдоль опоры. Стоит, держась за нее и даже может уже отрываться от поручней или вашей руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами. Начинает произносить простые слова. Называет отдельными слогами окружающие предметы и животных.

11 месяцев

Стоит и делает первые шаги без опоры, ходит при поддержке за руку. Снимает и надевает кольца пирамидки. Произносит первые слова: „Мама», „Дай», „На». Показывает названную игрушку и части своего тела — ручку, ножку, носик…

12 месяцев

Сам ходит и пьет из чашки. Говорит 10-12 слов, но понимает гораздо больше. Выполняет просьбы: „Принеси», „Найди», понимает запрет: „Нельзя». Узнает маму на фотографиях, с интересом рассматривает крупные рисунки в книжках, на равных участвует в простых играх („Ладушки», „Гуси-гуси»).