Причины психологического шока у ребенка могут быть самыми разными, например, травма, болезнь, смерть знакомого человека, авария, развод родителей. При этом он утрачивает чувство защищенности и уверенности в себе. Проявляться посттравматический стресс у малыша может в депрессии, подавленности, различными страхами, нарушениями речи, проявлениями агрессии. Находящийся в таком состоянии ребенок не может находиться один, требует, чтобы рядом все время был кто-то из родных, либо, наоборот, отдаляется от них, не хочет общаться с другими детьми, становится апатичным.

Во всех этих случаях необходима квалифицированная помощь педагогов, психологов, иногда приходится прибегать к использованию медикаментозных препаратов. Важным фактором успешного лечения является вовремя начатый процесс восстановления психики пострадавшего ребенка. В противном случае проявления шока могут усилиться.

Обстановка в семье, где проживает перенесший психологическую травму ребенок, имеет огромное значение на процесс его реабилитации.

Неправильными являются попытки некоторых родителей оградить ребенка от неприятных воспоминаний, делать вид, что ничего особенного не случилось. Дети чувствительны к тому, что происходит вокруг них, поэтому они могут очень остро реагировать на ситуацию, даже если при них прямо никто ее не обсуждает. Кроме того, такая недоговоренность нередко приводит к тому, что ребенок придумывает то, чего на самом деле нет, отчего еще больше страдает.

Восстановление детской психики – сложный и длительный процесс, основной целью которого является приобретение ребенком чувства защищенности и доверия к окружающим. Иногда на восстановление уходит не один год. В качестве реабилитирующих мероприятий используются игры, с помощью которых малыш сможет выразить свое состояние, общение, применение специальных психотерапевтических техник.

Ребенку, пережившему психологическую травму, необходима поддержка и особое внимание со стороны взрослых, прежде всего родителей. Им необходимо уделять особое внимание ребенку, не жалеть времени на беседы с ним, но при этом недопустимо говорить ребенку, что то, что с ним произошло – мелочь, о которой не стоит переживать. Очень важно создать для ребенка, пережившего травму, обычные условия, такие, какие существовали раньше, не стоит в это время кардинально менять обстановку или окружение.