Сейчас — это модный термин, наряду с «совместный сон», «партнерские роды, «Кемеровский»… Но во время беременности меня эта тема интересовала мало, а «огородная» терминология смущала. В то же время, вступая в жаркие споры с мамой на тему памперсов, я отчаянно отстаивала мнение современной женщины о пользе данного изобретения человечества, придуманного для облегчения жизни мамам, ведь малышу нужна не усталая и не выспавшаяся, а бодрая и улыбающаяся мамуля.
Пережив чудесную встречу с долгожданным малышом и оказавшись дома, я медленно, но уверенно стала приходить к мысли, что мама, как впрочем часто у нас бывает, была права…

Эксперимент с собственным организмом

Пользуясь непоколебимым для себя правилом: все,что происходит с ребенком, пропускать через себя (морально и,если это можно физически) и проверять на себе,я приступила к решительным действиям.
Были приобретены «взрослые» памперсы! Уже в патеке я впечатлилась их размерами — они не пролезали в окошко, через которое обычно происходит прием-передача лекарств, и тетеньке-провизору пришлось выносить их через дверь…
Сначала был опробован «сухой вариант» при активно-подвижном образе жизни. А на ночь я честно выпила свои законные ГВ-шные две пол-литровые чашки зеленого чая с молоком, и титаническим усилием воли все-таки заставила себя использовать памперсы по назначению в течении ночи.
Все. Этого мне хватило, чтобы мой ребенок был в памперсах только в гостях и на улице, и в редких случаях — ночью.

Да я и сама, как горькую повинность, отбываю «критические» дни с обязанностью пользоваться синтетическими прокладками. Так у меня всего несколько дней для подобных неудобств! Да и застежек там нет, и ноги сводятся вместе, в отличие от ребенка в памперсе. А что, если круглосуточно, семь дней в неделю, в течение 2-3 лет… Б-ррр…
Конечно, ко всему привыка¬ешь, но готова ли я подобное терпеть?!
Прекрасные будни нашей новой жизни втроем омрачались лишь приходом в нее коликов. Руководствуясь опять же свои правилом понимания ребенка, мной была создана следственно-оперативная группа из числа ведущих специалистов в составе мужа, меня и сестры. При проверке опытным путем следственная группа показала, что наиболее оптимальным вариантом избавления от газов является поза «на корточках». Т.е., проще говоря, если ребенка взять под коленочки.
Вот так спонтанно, но в принципе, достаточно последовательно мы с сыном и пришли к «высаживанию».

Итак, высаживание — помощь мамы в отправлении естественных нужд ребенка.

Теперь уже я с определенной целью проштудировала, осмыслила и систематизировала информацию об этом явлении.
До трех месяцев все дети подают рефлекторный призывной сигнал (характерное беспокойство и похныкивание) перед опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Врожденное стремление к чистоте побуждает ребенка не использовать собственную одежду в качестве горшка. Если мама реагирует на просьбу о помощи адекватно -прижав коленочки малыша к животику, держит его над нужным местом (таз, ведро, раковина, газон, пеленка и т.п.),- то у малыша не возникает дискомфортных переживаний,связанных с работой мочеполовой системы. Верная мамина реакция очень важна в процессе налаживания доверительных взаимоотношений. Высаживание крохи несколько раз повышает уровень материнской отзывчивости, внимания к малышу и понимания процессов, в нем протекающих.
Для того, чтобы владеть телом, нужно разобраться, какое оно, из чего состоит. Представление о том, как выглядит тело спереди, у ребенка складывается на первом году жизни. Действие мочеиспускательного рефлекса заканчивается к 4-м месяцам, когда ребенок уже
усвоил эту функцию, как часть своего тела, понял, что это не опасно. Поэтому он перестает звать маму на помощь. Но мама уже знает, как часто и с каким интервалом ребенок писает и продолжает высаживать малыша, согласно его ритмам, постепенно снижая контроль за процессом и передавая эту функцию ребенку. Дети в подгузниках не ощущают естественных последствий мочеиспускания, а значит, не пытаются его задерживать. И причинно-следственная связь «пописал-мокрый» напрочь отсутствует.
Для меня оказалось достаточно простой задачей наблюдать и прислушиваться к малышу. Хоть я не являюсь ярой последовательницей Ледлофф (Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»), все-таки ее мысли совпали с желаниями моего сердца, и сына из рук до 6 месяцев практически не выпускала! Я эгоистично хотела насладиться полной зависимостью маленького сокровища, ведь когда, если не сейчас…
Насладиться таким приятным единением, абсолютным пониманием друг друга, желанием слушать и услышать…
А потом начнет ходить…
А потом бегать…
А потом приведет в дом чужую женщину…

У нас все получилось просто и легко. Знаки малыш подавал так явно (начинал поплакивать и елозиться), что даже наш папа очень быстро подхватил эстафету. И с очень гордым видом держал малыша над импровизированным горшком, заявляя, что у них своя, мужская солидарность. На папу писять нельзя!

Техническая сторона вопроса

Технически процесс выглядел примерно так: сын начинал кряхтеть, штанишки спускались, я держала его над одноразовой пеленочкой, делали свои делишки, штанишки надевали.
В процентном соотношении попадания у нас были где то 70 на 30. Те «пропущенные» 30% вечером загружались в машинку на 30-минутную стирку и всего-то!
Но у меня не было цели довести этот процесс до совершенства.
У меня вообще не было цели придерживаться теории высаживания, строить планы на раннее приучение к горшку, или подспудно проводить закаливание…
Нам с сыном просто так было удобно! Это совпало с моим внутренним мироощущением. Теперь неразделимая цепочка «грудное вскармливание — отказ от памперсов — высаживание» замкнулась и вошла в нашу жизнь уже навсегда.
Первые 2 месяца ночью мы были в памперсах, как-то я не настроилась сразу, а потом поняла, что мне легче сменить пеленку и ползунки, чем подгузник. И ночью все это происходило уже автоматически, можно сказать, я почти не просыпалась. В кроватке малыша лежала одноразовая пеленка: когда мы успевали пописать на нее, когда нет. Тогда просто стелилась другая, сухая.

А вот и горшок!…

Примерно к 7 месяцам мы купили горшок. Вопреки научным исследованиям по этой теме и множеству статей, говорящих о том, чтобы ребенок не ассоциировал горшок с игрой, мы сделали именно так. Сначала просто на нем сидели, столько, сколько ребенок сам хотел, в пределах разумного, понятное дело. И вот, в один прекрасный миг… Получилось!
Здесь уже я в полном объеме доказала, что во мне все-таки умерла великая актриса!
Я прыгала и ликовала, носилась по комнате и хлопала в ладоши!
Сын был в изумлении. Думаю, он понял, что сделал что-то такое, что привело маму в дикий восторг, а если и не понял, то ради такого представления не грех было и повторить…
Так, периодически он начал баловать меня использованием горшка по прямому назначению, уже сам хлопая в ладошки после удачи.
Мы завели своеобразный ритуал: садились на горшок обязательно перед сном, после сна, перед и после улицы, прислушиваясь к уже установившимся ритмам жизни. Конечно, были и регрессы, и если в момент усаживания не удавалось переключить внимание сына на игрушки, книги или что-то еще, что лежало возле горшка, просто отпускала его. Безумной цели привыкания к горшку не было, всему свое время.
Но самое удивительное произошло после полугода. Ночью ребенок начал просыпаться для «пописать»! Начинал кряхтеть, вертеться и поплакивать, пока я не залетала в детскую и не высаживала его. И если раньше он мог спокойно надуть и в штаны, то теперь дожидался меня.
Летом мы органично влились в выходы на улицу уже без подгузников. Конечно, штаны нередко были мокрые, но у меня на подсознательном уровне срабатывал звоночек, и призывный взгляд малыша уже понимала моментально. Но с болью наблюдала, как в 30°С жаре дети гуляли в памперсах… Все-таки во всем должен быть здравый смысл!
Сейчас нам один год и три месяца. Намочив штаны, сын машет головой «ай-ай-ай», берет меня за руку и, подводя к горшку, убедительно показывает и рассказывает как бы нужно это делать. Но зато «по-большому» мы ходим уже куда нужно!

Выводы

Я не фанатка борьбы против памперсов! Везде нужна мера и сдержанность! Порой и мокрые штаны надоедали, и совместный сон был проблематичен, и ночью возиться не хотелось с пеленками…
Выход я нашла: купила много штанов. Достаточно много, чтобы хватало с лихвой на целый день: вечерняя стирка, ночная сушка — и новый день в чистом. И, сняв боковушку с кроватки сына, вплотную придвинула ее к нашей кровати. Так я «высаживала» сына. Или, опоздав, меняла пеленку, кормила и «отползала» на свою территорию.
Возможно, кому-то легче просто сменить памперс.
Я выбрала другой вариант.
Однозначно могу сказать: ознакомиться с информацией о высаживаниях будущей маме нужно.
Исчерпывающие ответы дает книга Ингрид Бауэр «Жизнь без подгузников».
Но не спешите принимать поспешных решений!
Думается мне заезженный термин «высаживание» набил оскомину даже не просвещенным в этом вопросе. Активное муссирование этим понятием настолько уже раздражает, что даже не понимая о чем речь, мы подсознательно протестуем.
А ведь на самом деле все намного проще. Надо просто подойти к этому естественному процессу, а не показательно кудахтать во дворе с подружками «Как, вы не высаживаетесь?! Это же так модно!» Ну существует же логика во всех процессах! Чай — горячий, лед — холодный, дотронешься — почувствуешь, надуешь в штаны — там будет мокро!
Интуиция сама подскажет, что нужно Вам, как лучше для ребенка. Что приемлемо в какой-либо методике, что совсем не для Вас. Замечательных идей великое множество, но слепо следовать каждому совету опасно! Миллионы детей на свете, которых вырастили в памперсах, и это принципиально не повлияло ни на здоровье, ни на уровень интеллекта, ни на душевную близость с матерью!
Комплекс «идеальной матери» — это для слабых. Активные, современные мамочки умеют чувствовать сердцем и находить рациональное зерно. И в глубине души любая из нас понимает, что приседать и учиться ходить гораздо проще без вечной «сбруи» между ногами, что развалиться в кроватке или перевернутся на животик комфортней просто в штанишках!
Человек начнет следовать какой-либо теории, только если она ему близка, если она находит какой-то отклик в душе. А какой именно — это Ваше дело, поскольку Мама всегда права, и только она может знать, что лучше для ЕЕ ребенка.

Диана Благосмыслова