Все дети временами бывают «вождями краснокожих» и доводят родителей до исступления. Наказывать ли их? Вопрос спорный. Очевидно одно — самой эффективной является гибкость родителей. Можно и нужно учиться реагировать на проделки детей адекватно.

Обучающая библиотека

Собирайте истории (реальные и художественные), которые научат вас гибкости реагирования, а детям дадут возможность почувствовать себя в разных ролях (в роли напроказившего, наказанного, прощенного и т.д.). Прочитайте рассказы Н.Носова «Леденец», «Почему» В.Осеевой, «Голубая чашка» А.Гайдара, «Хрустальная ваза» С.Михалкова. Обсудите их с детьми.

Упражнение «Спина к спине»

Сядьте спиной друг к другу и поговорите. Например, мама может рассказать своему ребенку сказку о том, как причиняют боль плохие поступки (сказка-притча «Гвозди»):
«Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как дырки от гвоздей в профнастил заборе. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься, шрам останется».
Потом потренируйтесь договариваться в таком положении. Задайте спорную ситуацию и попробуйте прийти к единому мнению. Помните, в конце важно повернуться лицом друг к другу.

Если наказания не избежать

Иногда полезно пойти на крайние меры, если это проступок, выходящий «далеко за рамки».«Ребенка можно наказывать, если он совершил что-то серьезное. Если не наказывать, то он будет считать, что ему все дозволено. Будет делать это и дальше, что потом войдете привычку».Это слова вовсе не великого педагога, а восьмилетнего мальчика.
И если все же наказания не избежать, оно должно быть коротким и мотивированным. Вспомните «Маугли»: «Одна из прелестей Закона Джунглей состоит в том, что с наказанием кончаются все счеты. После него не бывает никаких придирок».

Кодекс «можно» или свод правил

Оговорите с детьми, что значит слово «нельзя», в каких случаях «нельзя», в каких «можно». Составьте правила. Они должны быть четкими и лаконичными. «Сначала установите границы — затем требуйте их соблюдения» (Д.Добсон).

Час «можно»
В этот час ребенку разрешаются многие из запрещенных вещей (в пределах разумного и оговоренного). Это позволяет ему почувствовать себя личностью, а не птичкой в клетке.

Альтернатива

Если ваш кроха гоняется за кошкой, треплет ее за хвост, научите играть с ней, а не обижать. Если малыш рвет книги, научите их «лечить».