Внезапно! из чистых уст вашего ласкового малыша посыпались ова. Как реагировать бные высказывания?
Любому взрослому хоть раз в жизни приходилось употреблять не самые изысканные выражения в моменты гнева, боли и обиды. Но это отнюдь не означает, что все мы поголовно невоспитанны и невежливы. Все дело в том, что взрослый человек подбирает „нужные» слова в зависимости от ситуации общения. Малышу же довольно трудно ориентироваться в культурных нормах. Поэтому внезапно высказанное милой деточкой грубое словцо повергает в шок всю семью. И волей-неволей приходится как-то реагировать. Но как? Ведь от этой реакции во многом зависит, насколько быстро и безболезненно ребенок отучится от употребления нецензурной лексики.

Возраст всему виной?

Несомненно, у каждого родителя есть собственное представление о том, как учить ребенка вежливому обращению. И, пожалуй, нет таких мам, пап, дедушек и бабушек, которые бы не прилагали к этому усилий. Так почему же порой наши старания не оправдывают затраченных на них сил и энергии и не дают желанного результата? Чаще всего, причиной употребления „дивных» словечек становится возраст ребенка и присущие ему особенности развития.
С 2,5 до 3 лет
♦ Изучаем мир. Ребенок растет, а, познавая мир, осваивает и новую, не всегда нормативную лексику, если она попадает в поле его „зрения».
♦ Подражаем взрослым. В этом возрасте малыши ругаются невинно. Они не понимают значения слова и не намерены кого-то шокировать.
♦ Расширяем лексикон. Ребенок пробует на вкус услышанное „яркое» словечко, которое звучит очень эмоционально.
С 3 до 4 лет
♦ Завоевываем внимание. Дети, которым не хватает внимания родителей, могут злословить сознательно для того, чтобы их заметили, получая в ответ отрицательные, но все-таки эмоции.
♦ Шантажируем! Малыш может выторговывать себе что-то в обмен на согласие не говорить „плохие» слова, если родители пойдут у него на поводу.
♦ Проверяем взрослых. Ребенок проверяет реакцию родителей на уличный жаргон — чего это мама покраснела и засуетилась, а у бабушки из рук выпала чашка?
С 4 до 5 лет
♦ Бросаем вызов родителям. Ребенку надоело ходить по струнке и быть в „ежовых рукавицах». Он начинает бурно протестовать, выплескивая негатив, и в ход идет „уличная артиллерия».
♦ Утверждаем свое „я». Ребенок использует опыт сопротивления: фразой „А что я такого сказал?» он пытается перехватить у взрослого контроль над ситуацией.
♦ Выражаем внутреннюю агрессию.
Маленький злюка направляет „плохие» слова на конкретного человека, предмет. Он знает, что делает, и старается побольнее„ударить» словом;
♦ Мстим. Иногда дети намеренно говорят „неприличности» при взрослых, чтобы подчеркнуть свою независимость и наказать родителей, демонстрируя окружающим „огрехи» их воспитания.

Откуда словечки?

Обычно первые нецензурные слова и выражения малыши начинают произносить в детсадовском возрасте. Именно на это время приходится кризис трех лет, одним из „симптомов» которого является обесценивание ранее признанных авторитетов: все, прежде уважаемое и любимое, отбрасывается, и ребенок начинает произносить недетские слова и категоричные фразы: „Я тебя ненавижу!», „Мама не красивая!» и пр. Услышав от ребенка „перл» из уличного фольклора, родители начинают ломать голову: откуда это у него? Ведь ругательства и брань не принадлежат к детской культуре, как игры, страшные истории, анекдоты, и не переходят от поколения к поколению. Вывод прост: источником нецензурных слов, безусловно, являются окружающие. А у маленьких детей их не так уж и много:
♦ родители — ребенок, как обезьянка, перенимает манеру поведения и общения, в первую очередь, членов своей семьи;
♦ люди на улице — сейчас у многих взрослых вошло в привычку добавлять к своей речи „крепкое» словцо. В магазине, в парке, на рынке — везде можно услышать недвусмысленные фразы. Причем, сопровождаются они выразительными жестами, эмоциями и потому так привлекают внимание детей;
♦ дети в детском коллективе — драгоценное дитятко идет в садик и там погружается в ситуацию свободного общения, которое включает в собя огромный поток информации, в том числе и нецензурную лексику, если таковая присутствует;
♦ друзья по песочнице — услышанное от друга на площадке „плохое» выражение понравилось вашему малышу? Еще бы! Всего пара слов, а какую реакцию они возымели на присутствующих. И вот ваше ненаглядное чадо припоминает эти самые „перлы» дома и начинает собственные лингвистические эксперименты;
♦ Телевизор — утомленные за день мама с папой смотрят фильм, а ребенок играет на полу с конструктором. Кажется, что он увлечен и не слышит того, что происходит на экране, где стреляют, убивают, выясняют отношения и все это с обильным привлечением бранных слов.

Сидеть сложа руки?

Когда с детских уст слетает запретное слово, то чаще всего в ответ незамедлительно следует резко отрицательная реакция взрослых, дабы пресечь и не допустить в дальнейшем подобной распущенности. Вследствие этого в сознании ребенка непечатное слово обретает сильную эмоциональную окраску. И малыш прочно откладывает его в памяти, ис-пользуя впоследствии для выражения своих негативных эмоций. Чтобы этого не произошло, в некоторых случаях (когда 2-3-летний несмышленыш пробует на вкус новое слово) родителям лучше сделать вид, будто они ничего не заметили. Но, если ребенок не прекращает ругаться на протяжении длительного времени, примите более серьезные меры: постарайтесь выявить причину появления в лексиконе малыша недетских словечек и по возможности пресеките источник „вдохновения», попробуйте выбрать правильный метод борьбы за чистоту речи. Если ребенок продолжает браниться, даже несмотря на то, что это не вызывает ожидаемой реакции от вас, поговорите с ним. В крайнем случае, обратитесь за помощью к детскому психологу.

5 табу для пап и мам

1. Не смотрите, как отреагируют другие на „браваду» вашего чада и не действуйте, как все — если ребенок заметит, что вы зависите от мнения окружающих, он начнет манипулировать вами.
2. Не противоречьте себе — если вы отругали ребенка за употребление нецензурной лексики, а потом со смехом рассказываете по телефону об этом казусе подруге — малышу будет трудно понять и принять порицание.
3. Не высмеивайте и не стыдите ребенка: в свои годы малыш просто не пони-
мает, что значит „невоспитанный». А если его поставить в жесткие рамки, то потом останется лишь удивляться, куда же делась его фантазия и почему он такой пассивный, робкий и ужасно несамостоятельный…
4. Не твердите ребенку: „Никогда больше так не говори!». Этим вы заостряете его внимание на и так слишком эмоциональных, емких бранных словах и подогреваете интерес ребенка к высказанной „неприличности».
5. Не принимайте кардинальные меры по „укорачиванию» языка и „отбива-
нию» мягкого места. Такие методы борьбы с нецензурными словами могут только усугубить ситуацию — ребенок перестанет браниться при вас, но продолжит повторять плохие, „уличные» словечки на публике. Ведь запретный плод, как известно, сладок!

Для начинающих… родителей

Мамам и папам, чьи малыши только начали постигать „уличный фольклор», можно посоветовать следующее:
♦ прежде всего, успокойтесь. Познание ненормативной лексики — процесс, через который проходит каждый человек. И главное в нем — не то, что малыш узнает плохие слова, а то, какой вывод он сделает из этого открытия;
♦ следите за собственной речью — если вы произнесли нецензурное слово, признайте свою ошибку, объясните ребенку, что вы были рассержены, и извинитесь перед крохой, дав понять маленькому человечку, что вы уважаете его и считаетесь с его мнением;
♦ налаживайте доверительные отношения с малышом. Не вводите запрет на какую бы то ни было тему. Лучше поделитесь с ребенком своими переживаниями о том, что у него может появиться плохая привычка браниться;
♦ дайте ребенку возможность выговориться, особенно когда он выражает агрессию. Выслушайте малыша, глядя ему в глаза — это научит ребенка не замыкаться в себе и не браниться.