Нужно ли покупать близнецам сразу две одинаковые вещи (игрушки, книги, одежду) или объяснять, что вещами нужно делиться друг с другом и пользоваться по очереди?
Жанна, г. Тольятти

Смотря о чем идет речь: личные вещи у каждого ребенка должны быть свои. Например, обувь и одежда — не такие, как у брата или сестры, и обмениваться ими не надо. Вы же не хотите, чтобы ваши подросшие дети запросто одалживали друзьям свои джинсы, майки и кроссовки? Это как минимум негигиенично! К тому же одежда отражает индивидуальность малыша и помогает ему стать непохожим на своего близнеца. И наконец, ребенок, у которого с раннего детства все было одно на двоих с близнецом, не чувствует разницу между своим и чужим и запросто может взять в гостях, детском саду, а потом и в школе то, что ему не принадлежит. Стыдить, запрещать и увещевать тут бесполезно: маленькому клептоману нужно просто дать почувствовать эту разницу, выделив в пользование личные вещи. Необходимы и индивидуальные подарки. Малыши обожают спать с мягкими игрушками: один выберет мишку, другой — зайчика. И прекрасно! А если перед сном один из детей захочет обменяться спальными зверюшками, а другой упрется и ни в какую, не настаивайте: плюшевый любимец, с которым привык спать в обнимку, не должен кочевать из одной кроватки в другую. У каждого ребенка могут быть свои куклы или собственный мини-автопарк, но в данном случае необходим взаимный обмен. Такими игрушками можно и нужно делиться! А конь-качалка, детский автомобиль, палатка для игр, надувной батут или качели на даче и вовсе приобретаются в одном экземпляре: пусть дети пользуются ими по очереди. К тому же не забывайте, что требуется ремонт детских электромобилей, они часто выходят из строя. То же самое с книжками — зачем вам по два экземпляра „Мухи-цокотухи» или „Трех медведей»? Вы же не будете читать близнецам сразу оба? А вот „Азбуку» или раскраску, наборы красок и карандашей, альбомы для рисования нужно купить каждому ребенку, чтобы оба могли пользоваться ими одновременно.
Нина Андриенко, психоневролог