Скудные материальные средства, отпускаемые госу­дарством на воспитательные дома, так же как и благо­творительные деньги, которые жертвовали нерегулярно, не давали возможности организовать хороший уход за детьми. В этих учреждениях чаще всего работали неква­лифицированные, невежественные лица, далекие от гу­манных правил педагогики, которые наивно проповедо­вал И. И. Бецкой. Такие «воспитатели» часто обращались с детьми грубо и жестоко.

С 1797 г. было установлено централизованное руко­водство в воспитательных домах и введен строгий бюро­кратический контроль за деятельностью воспитателей. Это делалось для того, чтобы устранить проникновение туда каких-либо передовых идей и влияний, мешающих воспитанию покорных, терпеливых, раболепных детей — будущих слуг помещиков. Медицинскую помощь в вос­питательных домах, как правило, не оказывали, в них по-прежнему была высокая смертность. По имеющимся дан­ным, в 1816 г. в воспитательных домах умерло: в Том­ском — 131 из 150 детей, в Новгородском — 95 из 112 де­тей, во Владимирском — 207 из 236 детей, в Воронеж­ском— 145 из 189 детей и т. д. Но это не тревожило «Ведомство учреждений императрицы Марии Федоров­ны», занимавшейся детскими приютами, так как со смер­тью детей в стране уменьшалось количество свободных от крепостной зависимости людей.
В начале XIX века, когда правительство Александ­ра I лживо заявило о своих либеральных намерениях, в Петербурге была сделана попытка улучшить положение несчастных детей, обреченных либо умирать в воспита­тельных домах, либо подвергаться эксплуатации со стороны бравших их «на воспитание» невежественных, ко­рыстных людей. Правление Петербургского воспитатель­ного дома открыло в 1802 г. в селе Гатчине, под Петер­бургом, Гатчинский сельский воспитательный дом, рас­считывая на то, что жизнь детей в природных условиях уменьшит их смертность. Однако и в новом учреждении, куда собрали 700 детей, была высокая смертность и в связи с этим детей до 7 лет вынуждены были передавать ип патронирование в близлежащие деревни. В 1832 г. пе­редовые русские педагоги предложили при Гатчинском доме открыть дошкольное учреждение для детей, нахо­дившихся на патронировании у жителей села Гатчино. По руководство дома не приняло проекта, тогда они сде­лали это на свои средства: открыли маленькую экспери­ментальную «школу для малолетних детей», которую по­сещали 10 учащихся, где они играли, обучались грамоте, счету, пению.
В 30—40-х годах XIX века в столице и других го­родах начали открываться учреждения под названием «детские приюты». Для организации таких учреждений очень много сделал В. Ф. Одоевский.

В конце XIX и в начале XX века начали открываться сельскохозяйственные приюты (к 1910 г. их было 80), а также церковноприходские (в Москве и Петербурге их было 50), которые принимали сирот, полусирот и детей беднейшего населения от 3 до 10 лет. В этот же период В крупных городах России возникли буржуазно-филан­тропические (благотворительные) общества и союзы, ко­торые организовывали ясли-приюты для безнадзорных детей. По своей организационной слабости и классовой сущности эта благотворительная деятельность не могла снизить беспризорность и смертность детей раннего воз­раста. Передовые люди того времени —- великие артисты Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпии, многие врачи и педагоги, ученые и писатели старались помочь осиротевшим и нищим детям. Например, великие артисты устраивали бесплатные концерты, а денежные сборы пол­ностью отдавали на детские приюты. Известный отечест­венный академик Г. Н. Сперанский, еще будучи студен­том медицинского факультета, работал в Московском дет­ском приюте, лечил детей, готовил противооспенную вак­цину. Но таких людей были единицы, и они не могли решить судьбу тысяч несчастных детей.

В 1871 г. огромную роль в развитии дошкольного вос­питания сыграла Парижская Коммуна, хотя она просу­ществовала всего лишь 72 дня. Впервые в истории комму­нары превратили детские приюты в государственные уч­реждения; они были свободны от влияния церкви. Ком­муна организовала ряд закрытых учреждений для детей сирот и полусирот, самым крупным из которых был «Дом сирот национальных гвардейцев», рассчитанный на 300 детей. Дети сиротских домов были окружены самыми нежными заботами, получали всестороннее и глубоко продуманное морально-политическое воспитание.