Одевание, умывание, купание, подстригание ногтей, уход за глазами, носом, ушами, приучение к опрятности (вы­саживание на горшок) занимает много времени при уходе за грудными детьми. Во время этих процедур с ребенком следует обращаться особенно ласково и осторожно, ста­раясь вызвать у него интерес к тому, что делает медицин­ская сестра. Дети не любят переодеваться, так как в их возрасте имеет место гипертонус мышц-сгибателей, что вызывает болезненные ощущения при разгибании суста­вов рук и ног. Осуществление ухода за носом, ушами, глазами для детей также является неприятной процеду­рой и, чтобы облегчить их «страдания», нужно отвлечь их, дав в’руки для забавы игрушки, приступить к осуще­ствлению ухода за носом, глазами и т. д., а затем немного поиграть с ребенком.

У ребенка всегда должен быть чис­тый нос, особенно перед кормлением и сном. Некоторые дети боятся купаться. Ребенка нельзя сразу (быстро) погружать в воду, делать это следует постепенно. Поло­женные в воду игрушки привлекают, и тогда ребенок с удовольствием купается. Иногда более старшие дети не хотят выходить из ванночки, тогда их можно заинтересо­вать игрушкой, но не той, с которой они играли при купа­нии, а новой, более привлекательной.

При умывании нель­зя пугать ребенка сильной струей воды из крана. После умывания лицо и руки ребенка нужно осторожно промо­кать мягким полотенцем. Следует поступать также и с салфеткой при кормлении, промокая губы ребенка. Одежда должна быть мягкой, удобной, красивой и соот­ветствовать росту ребенка. Ползунки удобны для тех, которые еще не ходят. Если ребенок начал хо­дить, на него надевают колготки и ботинки (для увеличения площади опоры, с каблучком). Когда ре­бенок ползает и двигается в манеже, ему следует надевать теплые носочки или пинетки. Как только малыш на­учится самостоятельно сидеть, его можно приучать к опрятности — высаживанию на горшок. Высаживание на горшок — это выработка условных рефлексов на вре­мя, на место, на речевое обращение к ребенку. Сажать на горшок следует только тогда, когда это необходимо: после сна, если ребенок ранее не оправился, и через 15— 20 мин после кормления. Это вырабатывает рефлекс на время. Горшок должен всегда находиться на одном и том же месте, ребенок привыкает к этому (рефлекс на место). Сажая на горшок, нужно ласково и убедительно повто­рять всегда одни и те же слова (рефлекс на речевое об­ращение). Нельзя торопить ребенка, отвлекать его иг­рушками, сажать насильно, а также заставлять долго находиться на горшке, даже если не был достигнут ре­зультат. При положительном результате нужно похвалить ребенка. При неправильной методике приучения к опрят­ности может вырабатываться торможение физиологиче­ских отправлений, и тогда ребенок, как правило, мочится после того как его сняли с горшка. В этом случае на ре­бенка нельзя сердиться, а лучше подумать, где взрослым была допущена ошибка. Горшок должен соответствовать росту ребенка.