Этот раздел работы имеет большое значение для физи­ческого и психического развития, воспитания индивиду­альности и формирования детского коллектива. Жизнен­ный опыт ребенка, особенно раннего возраста, еще не­велик и поэтому в самостоятельных играх он отражает то, чему научил его взрослый. Позже игра становится своеобразной формой общественной жизни дошкольни­ков: дети по своему усмотрению объединяются, само­стоятельно играют, осуществляют свои замыслы. Игра ребенка — это первый этап сознательной деятельности; под влиянием ее главным образом формируется личность ребенка и он готовится к предстоящему труду. Игровая деятельность распространяется и на процессы кормле­ния, сна, туалета: ребенок играет кусочком хлеба, кото­рый, плавая в тарелке с супом, оказывается в воображе­нии ребенка «лодкой», а одевание — это бесконечная игра вещами. Но не только игра привлекает внимание ре­бенка. Со временем он с увлечением будет самостоятель­но рисовать, лепить из пластилина, вырезать и клеить аппликации из бумаги, конструировать, делать игрушки-самоделки, петь песни, рассказывать и даже придумы­вать сказки.

Для организации специальных занятий и самостоя­тельной деятельности детей в каждой групповой комна­те имеется набор соответствующих игрушек и различных пособий, по росту подобрана удобная мебель, должно быть чисто, уютно и просторно, В детских учреждениях большое значение придается воспитанию любви к приро­де, поэтому в различных группах есть уголки, где нахо­дятся животные, растения, жизнь которых доступна по­ниманию детей.
Для каждого возраста разработана определенная методика организации и проведения специальных заня­тий и самостоятельной деятельности детей.