Специальные занятия носят обучающий характер, про­водятся по определенной системе и программе с учетом физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. В процессе обучения на заня­тиях все дети овладевают определенным объемом зна­ний и умений, которые не могут быть усвоены в процессе самостоятельной игры или другой деятельности. Занятия с детьми раннего возраста — планомерное общение взрослого с каждым ребенком, направленное на разви­тие движений, речи, игры, — являются подготовительным этапом обучения.

По мере развития у малышей произ­вольного внимания занятия организуются уже не с од­ним, а с несколькими детьми, затем и со всей группой. Для каждой возрастной группы детей существует своя методика проведения занятий. В детском учреждении планируется проведение индивидуальных, мелкогруппо­вых и фронтальных (вся группа) занятий. С детьми до 1 года, например, обычно проводят игры-занятия еже­дневно в каждый период бодрствования в индивидуаль­ном порядке или с 5—6 детьми одновременно не более 10 мин. С детьми до 2 лет занятия можно проводить од­новременно не только маленькой группой, но и со всеми детьми в течение 10—12 мин. С детьми до 3 лет время занятий удлиняется до 10—15 мин, с детьми до 4 лет — до 15—20 мин, а с детьми 6—7 лет можно заниматься до 25—30 мин. С возрастом содержание занятий усложня­ется.