Маленький молчун

Сыну 2 года, в детсад ходит с 1,5 лет. АКТИВНЫЙ мальчик, любит книги, готов часами сидеть и слушать, как ему читают. Слов говорит не очень много, но получаются такие сложные, как „имимиица» („именинница»). До сих пор не может произнести слово „папа». Подскажите простые упражнения, как научить сына говорить „п».
Елена

Если у вас есть возможность, посетите логопеда: вам как раз пора пройти профилактический осмотр. Что касается звука „л», то в этом возрасте он уже должен быть в речи. Но случаются всякие отклонения, связанные в первую очередь с физиологической незрелостью фонематического слуха. Звуки можно научить произносить только по подражанию — других возможностей в силу возраста пока нет. Поиграйте: „Давай шлепать губками» (шлепайте губами без звука). Потом попробуйте в тот момент, когда малыш смотрит на ваш рот, сказать четко и медленно „па». Можно отработать этот звук через упражнение: „Как пыхтит ежик?» Он делает так: „п-п-п». Поможет и игра со свечкой: с помощью слога „па» (на резком выдохе) или „ап» задуваете свечку. А если получится задуть свечу всего одним изолированным звуком „п» — это высший пилотаж!
Над формированием фразы работайте обязательно. Полезно походить на развивающие занятия в группу Монтессори.
Целенаправленная работа по постановке звуков возможна начиная с 3 лет.


„Можно вас перебить?»


Дочке 2 года 7 месяцев. Говорит она постоянно. Мы с мужем с самого детства были редкостные молчуны, привыкли всегда разговаривать тихо и спокойно, и как адекватно реагировать просто не знаем…
Екатерина

Ваша дочка развивается нормально, но, как я вас поняла, проблема лежит скорее в плоскости уважения к другому человеку. Объясняйте, убеждайте, показывайте на примерах, что бывают ситуации, когда ее разговоры утомляют и нужно или помолчать, или уйти в другую комнату, или говорить шепотом. Введите правило: если вы с кем-то беседуете, а ей нужно что-то сказать или спросить, то пусть она сначала спросит: „Извините, можно вас перебить?». Иногда полезно ответить: „Пока нельзя». И только через несколько секунд оторваться от беседы. Неплохо отвлекают болтунишек занятия по переливанию воды. Игры с водой пойдут вашей дочке на пользу.


«Каша во рту»

Дочке 2 года 5 месяцев. Говорит очень непонятно, даже для нас. Любит заменять трудные слова словечком «ня». Стоит ли начать заниматься с логопедом?
Ирина

Нужно развести две проблемы. Одно дело, если дочка говорит усеченными словами. Для ее возраста это в пределах нормы. Другое дело — если звуки, которые она произносит, очень невнятные. Это может сопровождаться повышенным слюнотечением и/или говорением „в нос». То есть в язычке повышен или понижен тонус мышц. И это уже
требует серьезного внимания, обследования и коррекции. Поэтому обязательно обследуйтесь у логопеда. На приеме обратите внимание, что специалист скажет по поводу состояния артикуляционного аппарата. Думаю, что под „кашей во рту» вы имели в виду, скорее всего, что дочка говорит усеченными словами, тогда время у вас еще есть. Но если к 3 годам общая ситуация сохранится — начинайте занятия с логопедом. Если у дочки обнаружится нарушение тонуса мышц языка, то занятия потихоньку можно начинать уже сейчас.