Как относиться к проявлению детских нежных чувств? Иронизировать или пытаться понять?
Совсем недавно он делал первые шаги и вот уже краснеет, увидев кого-то из Садовской группы. Вечером рисует цветочки и сердечки, делает поделки и вдруг заявляет вам: «Мама, я решил жениться», или: «Димка, конечно, ничего, но Сережка лучше», либо же: «Алинка меня совсем не замечает… » Знакомо? Тогда поздравляю вас — ваш малыш влюбился.

А не рановато?

Родители Антона на его признание, что он любит Олю. только рассмеялись. «Какая же это любовь, в таком-то возрасте? Не мал ты еще?» — усмехнулась мать. «Смотри, скоро еще и внуков принесет — пошутил отец. Юмор родителей очень смутил маленького Антона, и он решил больше никогда не рассказывать родителям о своих сердечных тайнах. Разумеется, любить Олю от этого он не перестал, но вот доверие сына мама и папа потеряли.
А виноваты в этом только родители ведь своим признанием сын и не дума-их смешить. В такой ситуации следует очень внимательно отнестись к чувствам ребенка, ведь влюбиться в дошкольном возрасте — абсолютная норма. Комментарий психолога Дети возраста 5-6 лет довольно часто влюбляются. Это свидетельствует не о нравственной распущенности, а о том, что у ребенка хорошие отношения со сверстниками (иначе ему просто не в кого было бы влюбиться) и здоровый интерес к миру взрослых, из которого эта любовь и была перенята. Иными словами, если ваш малыш влюбился, вам, дорогие мамы и папы, нужно только радоваться!

Радость или грусть?

«Я худею!» — объявил Стас. «Почему? — искренне удивилась мама. — У тебя совершенно нормальная комплекция…» «Понимаешь, я решил жениться на Алинке, а она любит Димку, а Димка худой». — запинаясь, стал объяснять мальчик… Видя, что ребенок настроен решительно, мама согласилась. Мол, раз так — тогда действительно нужно скинуть пару килограммов. С тех пор Стасик активно худеет: съедает порцию каши без добавки, но от сладостей не отказывается.
Это обычный пример последствий любви. К счастью, здесь малыш, немного переживая из-за любви неразделенной, нашел для себя верную позицию — худеть, но четких границ не установил. В итоге довольны все: и мама, у которой ребенок якобы худеет, но свою порцию съедает, и Стасик, «сидящий на диете».
Немного сложнее обстоит дело, когда ребенок остро переживает неразделенное чувство и не знает, что предпринять. В большинстве случаев огорчение из-за отсутствия встречной любви не может быть всепоглощающим и стойким. Как-никак, а дети только «играют» в любовь, подражая родителям и взрослым. Нет ответа — найду другую (другого)! Но все же может случиться и так, что малыш начинает сильно переживать. Что в этом случае делать родителям?

Самое главное — выслушать ребенка! Отнеситесь к его рассказу со всем вниманием и серьезностью. Ни в коем случае не высмеивайте, а постарайтесь помочь.Наверняка найдутся способы: например, делайте с ним открытку для возлюбленных или предложите подарить ей что-нибудь. Малыш всегда, так или иначе, нелюбовь воспринимает как отсутствие в себе каких-то качеств, как в приведенном примере. Иными словами, если его не любят, значит, он считает, в нем что-то не так: излишне толстый или худой, нос некрасивый, неспортивный, не смешной и т.д. Поговорите с ребенком, возможно, вы подскажете ему. как исправить ситуацию: например, заняться плаванием или другими видами спорта, чтобы стать более сильным и красивым. Любовь пройдет, а польза от посещений кружков или новых занятий останется.
После разговора о чувствах старайтесь немного отвлечь ребенка. Любой родитель лучше всего знает способ, как можно поднять настроение своему ребенку: совместная игра, вкусное лакомство, интересная прогулка.

Любишь меня? Ага! А поцелуешь?

Петя в детском саду перецеловал всех девочек. «Какой же он у вас любвеобильный! — удивляются воспитатели. — Примите меры, это уже переходит всякие границы!» — говорят они родителям. Мама Пети, придя домой, тут же начинает отчитывать и стыдить ребенка. И что же? Получается то же самое, что в нашем первом случае, зато меры-то приняты. А можно как-то иначе? Спросим у специалиста.
Комментарий психолога
Ребенок выражает свою симпатию и теплые чувства тем способом, который видел и знает. Как правило, достаточно объяснить ребенку, что поцелуи существуют для самых любимых и близких людей, которые относятся к тебе так же, и рассказать о других, более приемлемых способах выражения симпатии.

Бьет — значит любит!

Когда Саша перешел в старшую группу детского сада, его словно подменили. Он стал агрессивен и драчлив, и больше всего доставалось почему-то именно Насте. То за косичку дернет бедную девочку, то подножку подставит, то ложкой по лбу ударит. Настя постоянно плачет, воспитатели недоумевают — ведь раньше такого за Сашей не замечалось.
Такое поведение должно вызвать не негодование родителей, не желание наказать или проучить проказника, а прежде всего получить ответ на вопрос: «Почему он это делает?» Особенно если поведение меняется очень резко, как в случае Саши.
Возможные причины изменения детского поведения
1.Конечно, одной из причин может быть симпатия — ребенок просто-напросто не умеет общаться, дарить подарки или дружить. Поэтому и пытается сделать хоть что-то, дав выход чувствам.
2. Возможно, малыш стесняется, стеснение выливается именно в такие формы.
3. Ребенок может таким образом выплескивать и обиду, которую нанесла девочка, что-то сказав ему или просто не заметив, когда он хотел, чтобы она заметила. И мальчик не нашел другого способа привлечь к себе внимание, как постоянно задевать ее.
В любом случае необходимо поговорить с ним и постараться помочь.
Старайтесь не допускать развития такой агрессии — ребенок еще на этапе дошкольного образования должен понять, что бить окружающих нехорошо, особенно девочек.
Бывает и так, что малыш замыкается и не открывает тайны своего сердца. Комментарий психолога Если ребенок молчит, оставьте свои вопросы до лучших времен. Не давите на малыша. Пойдите на хитрость, расскажите историю о принце и принцессе, в которой принц, чтобы завоевать сердце возлюбленной, не знал, что делать, и оттого совершал плохие поступки. Поведайте что-нибудь из своего детства, пооткровенничайте с малышом сами, тогда вы обретете его доверие. Проиграйте ситуацию с помощью кукольного театра или в процессе других игр. Можно попробовать порисовать: сядьте вместе, возьмите лист бумаги и нарисуйте

По секрету
Как дети дружат и влюбляются? Зачем они делают „тайники» и „секреты», ходят в „страшные места»? Как ребенок осваивает пространство окружающего мира? Чего он боится дома и в незнакомом месте? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в психологическом бестселлере Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве взрослых» (изд-во «Питер»).

Чего делать не стоит
1. Смеяться над чувствами крохи!
2. Впадать в панику.
3. Ругать и отчитывать!
4. Разрешать малышу смотреть все телевизионные передачи без разбора.
5. При первом упоминании о любви вдаваться в тему «откуда берутся дети».
Поверьте, детская любовь, впрочем как и детская психология, не связана с физиологией.В свое время малыш обо всем у вас еще спросит
6. Рассказывать (в любом ключе — сочувственно или со смехом) об этом родным близким и знакомым в присутствии ребенка.
сначала садик, потом детей, как они играют, как дружат. Идеально, если не вы будете просить рисовать малыша что-то конкретное, а ребенок сам скажет, что надо рисовать.

А вот еще одна история. В подготовительной группе детского сада „Улыбка» идет настоящая война за Пашку Савельева. Он понравился почти всем девчонкам. Катя с Машей подрались, а Вика с Мариной даже не разговаривают. Стоит ли вмешиваться взрослым?
Однозначно нет. Конечно, когда речь идет о драке, то ее следует остановить. Но если угрозы здоровью детей нет, предоставьте им самим разбираться в своих отношениях. Они учатся общаться, и ссор тут не избежать.
Конечно, если конфликт слишком разгорается, можно попробовать отсрочить проблему. Например, попросить девочек подождать, пока Пашка закончит школу, а там. может, и само все решится.

Уж замуж невтерпеж!

«Мама, когда папа умрет, я женюсь на тебе», — сказал маленький Ваня. Мама была в шоке и не знала, что ответить.
Такие мысли совершенно нормальны для дошкольника. Известно, что пример идеальных отношений между мужем и женой детям подают родители. Для мальчика эталон женской красоты — это мама, для девочки — это папа.
Дети начинают понимать быстротечность времени и то, что такое смерть, но только теоретически. Говоря о смерти отца, Ваня не желает ему смерти, он произносит это как факт. В то же время дошкольник может частично представлять быстротечность времени.
То есть папа умрет, сам Ваня вырастет и возмужает, а мама останется такой же молодой и красивой. С тем же рвением малыш может заявить, что хочет жениться на воспитательнице (сестре, бабушке и т.д.). Не стоит паниковать или впадать в шоковое состояние. Спокойно объясните ребенку, что тогда и вы будете уже не такой молодой и ему следует подыскать невесту из своих сверстников.
Коля вдруг заявляет: «В общем, я хочу жениться на Ромке! Он же мой лучший друг». Мама Коли испуганно глядит на отца, у обоих сразу же возникает вопрос: «А это нормально?» Комментарий психолога Скорее всего, это свидетельствует не о каких-то отклонениях, а лишь о недостаточной сформированности представлений о том, чем отличаются мальчики от девочек, какие между ними бывают отношения и, что самое главное, какие качества ребенка характеризуют его как мальчика (либо девочку, если речь идет о представительнице прекрасного пола). Все это входит в понятие полоролевой идентичности, и ее формированию родители могут помочь.
Как тут можно помочь? Для начала аккуратно поговорите с ребенком, разберитесь, что входит в детское понятие «женитьба». Возможно, речь идет просто о совместной игре в машинки.
Ну и, конечно, больше рассказывайте малышу сказок, где герой сильный, мужественный, а героиня — слабая и беззащитная.

Юлия Евстигнеева, консультант —Евлалия Просветова, детский психолог