Показав ребенку погремушку, не следует сразу вклады­вать ее в руку ребенка, а важно вызвать желание взять ее. Поэтому надо поглаживать тыльную сторону руки ре­бенка, вызывая этим желание взять игрушку. Если ребе­нок взял игрушку, то легким движением ему следует подсказать, что ею можно подвигать, поиграть. Позже нужно учить брать игрушку из разных положений. Пока­зав игрушку, следует, описав траекторию, положить ее рядом с ребенком, затем помочь ему перевернуться со спины на бок и взять игрушку. Можно положить ребенка на живот, а игрушку — перед ним на расстоянии вытя­нутых рук ребенка. Привлекая внимание ребенка игруш­кой, позвать: «ползи, Вовочка, ползи». Если малыш не двигается или ползет назад, то взрослый мо­жет подставить свои ладони к подошвам его ног дЛя опоры, а затем переставлять руки вперед и тогда ребенок направится к игрушке. Ползанию можно обучать, если ребенок уже научился переворачиваться со спины на живот и обратно. Следует вызывать у ребенка стремление встать, держась за перекладины манежа. Для этого мож­но поставить звучащую игрушку на барьер, привлекая внимание ребенка ее звучанием, передвигать игрушку, говоря: «возьми, Верочка, собачку». Аналогичным дей­ствием можно научить ребенка и перешагиванию вдоль барьера.

Начиная с 11 мес, следует развивать у ребенка само­стоятельную ходьбу: учить ходить сначала с поддержкой за обе руки, позже, оставляя ребенка у какой-либо опо­ры, немного отойти и затем подзывать его к себе, пока­зывая интересную игрушку. Для овладения самостоятель­ной ходьбой не рекомендуется использовать каталки (ус­тойчивая платформа с высокой ручкой для толкания пе­ред собой), «омские ходунки» (подвесное сидение на четырех ножках с колесиками) и вожжи. Эти пособия не дают возможности ребенку ощутить себя в пространстве, балансировать и активно участвовать в овладении таки­ми радостными движениями, как самостоятельная ходьба.

Для развития тонких движений руки ребенка учат не только брать игрушку, но перекладывать ее из руки в руку, сжимать, постукивать, трясти. Давая для этого игрушки, разные по звучанию и форме, нужно постарать­ся показать ребенку все их качества. Детей 9—10 мес учат более сложным манипуляциям: складывать игрушки в мисочку, извлекать их; надевать кольцо на руку и сни­мать его и т. д. Ребенка 10—11 мес можно научить наде­вать кольцо на стержень, накладывать кубики один на другой, катить шарик, бросать мяч.