В течение первого года жизни непрерывные периоды бодрствования у детей постепенно увеличиваются от 1 до 3 ч. Все меньше времени затрачивается на проведение кормления, гигиенического ухода и больше его остается на проведение специальных игр-занятий и самостоятельной игры. Как уже указывалось, с первых месяцев развиваются зрение, слух, осязание и т. д. (сенсорное развитие), соответственно расширяется и круг внимания ребенка. Двух-трехмесячный малыш замечает лишь наиболее яркие предметы, расположенные близко от него. Пяти-шестимесячный ребенок, увидев маму, входящую в комнату, радуется, годовалый, заметив маму издали (в окно), стремится к ней, невзирая на расстояние. В правильном развитии движений, речи, игры решающую роль играет взрослый. Так, на 3—4-м месяце игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому и лучшее восприятие, чем те же игрушки, просто висящие перед глазами ребенка.
Во втором полугодии активизируется самостоятельная деятельность детей, но она не получает достаточного развития, если взрослый не будет руководить ею. Для развития движений, речи, игры, эмоций необходимы соответствующие игрушки. Самые первые игрушки должны способствовать формированию зрительного и слухового сосредоточения. Лучше, чтобы они были крупные, разных цветов: яркий попугай, желтый утенок, несколько связанных вместе погремушек и шариков. Погремушки должны быть различны по звучанию: грохотушка — с деревянным перестуком, со звуком колокольчика, или из эластичного поливинилхлорида (напоминает формовую резину) с шумом мягко перекатывающихся внутри гранул. Первые игрушки подвешивают над грудью ребенка не ниже 50 см и их время от времени меняют. Для того чтобы дети учились ощупывать и захватывать игрушку, ее нужно подвесить так, чтобы, выпрямляя руки, дети могли дотянуться, а затем захватить эту игрушку. Нужны также погремушки в виде колец, подвесок из шариков, разноцветных колокольчиков. Когда ребенок уже сможет брать игрушку из рук взрослого или находить ее в манеже, то рекомендуются различные погремушки, резиновые, пластмассовые игрушки, которые ребенок может легко взять, лежа на животе, перекладывать из руки в руку, постукивать ими друг о друга.
Детям 9—10 мес следует давать мячи, шарики для катания, мисочки (легкие, полиэтиленовые) с вложенными в них предметами для более сложной деятельности — вынимания, вкладывания. Даются также кольца для надевания на руку, резиновые звучащие игрушки для сжимания и разжимания.
Детям 10—11 мес к имеющимся игрушкам следует добавить еще деревянные коробки с крышками для открывания и закрывания, стержни со свободно надевающимися кольцами, вкладные чашечки, куклы с лоскутами ткани (небольшие, квадратной или прямоугольной формы для укрывания кукол — но не носовые платки!), кубики, примитивные пластмассовые автомобильчики, повозки, собаку, кошку и другие сюжетные игрушки. Куклы не должны быть с закрывающимися глазами и с расчесывающимися волосами, а собаки, кошки, медведи — из плюша или пенопласта, так как дети любят брать игрушки . в рот.
Для развития речи нужно не только давать детям сюжетные игрушки, но и располагать их в разных местах групповой комнаты (крупные куклы, плюшевые и пластмассовые медведи, зайцы, петухи, собаки, кошки и т. д.). На стенах в поле зрения ребенка рекомендуется размещать картины с изображениями домашних животных, птиц, с которыми дети уже познакомились в процессе игры. Игрушки в манеже, за барьером, на специальном комбинированном столике (с ящиками и полочками), на горке-манеже должны быть размещены таким образом, чтобы возбуждать в ребенке стремление поиграть, производить определенные действия. На виду у ребенка следует располагать те игрушки, с которыми он уже умеет играть, иначе он начинает их бесцельно разбрасывать или сосать их и скучать. Игрушки нужно заменять, перекладывать в разные места, это освежает впечатление и ребенок охотнее будет играть самостоятельно.
Если ребенок по какой-либо причине не может играть вместе с детьми, то ему должны быть созданы соответствующие условия для игры в кровати.
Ребенок первого года жизни еще не умеет владеть своими чувствами, но яркая игрушка может переключить его с одного состояния на другое, отвлечь или развеселить. Поэтому специальные игры-занятия, гимнастику нужно проводить с игрушками. Но их нельзя давать во время кормления, укладывания спать, при проведении гигиенического ухода, нельзя использовать для игры столы для кормления, иначе у ребенка будет сбиваться выработка привычек и навыков. При проведении игр-занятий пользуются игрушками, которыми дети еще никогда не играли или которые видят редко, это повышает интерес малышей. Для развития самостоятельной игры полезно усложнять действия со знакомыми игрушками.
Игры-занятия проводят по режиму в определенное, отведенное для этого время, — через 20—30 мин после кормления. Перед проведением занятий детей нужно переодеть, если это необходимо, и высадить на горшок.