Для кормления детей необходимо иметь соответствующее оборудование: высокий стол с выдвижными креслицами для детей, которые уже умеют сидеть, бутылочки с сосками, чайные ложки, чашки, посуду для разной пищи, нагрудники, салфетки. Для детей, умеющих ходить, необходим низкий стол и специальное креслице. В комнату для грудного вскармливания должны быть поставлены стулья для матерей, низкие скамеечки (ставится под ногу матери для удобства кормления грудью), пеленальный стол, весы для ребенка, часы, умывальник, а также предметы ухода за грудью матери.
Кормление может быть естественное, грудное, смешан -ное, когда ребенок дополнительно к грудному молоку получает прикорм, и искусственное, когда нет грудного или донорского молока (грудное молоко не от матери ребенка) и тогда малыша приходится кормить молочными смесями.
Успех грудного вскармливания во многом зависит от количества молока у матери, формы сосков, а также силы и активности сосания ребенка. Нормальный сосок выпуклой формы и удобный для кормления ребенка. Иногда сосок бывает плоской формы, его ребенку захватить трудно, но при активном сосании такой сосок постепенно изменяет форму и ребенок высасывает молоко. Сосок втянутой формы ребенок сосать не может. У матери иногда бывает слабый сосок, из которого молоко поступает в рот ребенка слишком легко, при этом часть молока вытекает даже тогда, когда ребенок не сосет грудь (непроизвольно). Из нормального тугого соска при активном сосании ребенок получает необходимое количество молока в течение 15—20 мин. В первые 15 мин он высасывает почти всю норму, затем уже более вяло досасывает остальное молоко. Первые движения, связанные с приемом пищи (сосание), ребенок производит с момента рождения, но сосание у него еще несовершенно. Он делает это слабо, нечетко, иногда, не высосав нужного количества молока, засыпает, в таких случаях его приходится будить. Уже в течение первых недель жизни ребенок начинает сосать все более четко, энергично, длительно. Для правильного процесса сосания ребенок должен взять в рот весь околососковый кружок (ареолу), иначе он будет жевать сосок, не высосет молока, а сосок может повредить. При сосании ребенка нельзя отвлекать, иначе во второй, третий раз он будет брать грудь с меньшей активностью, приучится недоедать и потому будет плохо развиваться. При кормлении руки ребенка должны быть свободны и находиться на груди матери. Голова ребенка должна быть немного приподнята, так как горизонтальное положение тела его при кормлении может способствовать срыгиванию.
При раннем введении докорма (до 4—4,5 мес) ребенок должен получать питание из соски, приближающейся по форме к соску женской груди. В новой соске следует раскаленной иглой прожечь 2—3 отверстия и лишь после этого простерилизовать, иначе оставшийся запах жженой резины будет неприятен ребенку и может вызвать отрицательное отношение к соске. Приготовленную соску нужно надеть на бутылочку и проверить: если в первые 1 — 2 с молоко льется тоненькой струйкой, а затем капает, то отверстия сделаны правильно. Если молоко продолжает выливаться струйкой, то отверстия слишком большие; если же оно с самого начала только капает — отверстия слишком малы. Два — три отверстия в соске хорошо имитируют строение соска материнской груди, дают возможность пище, поступившей в рот ребенка, соединиться со слюной, что способствует лучшему усвоению ее. При смешанном вскармливании, если соска будет отличаться от материнской груди по легкости сосания, ребенок может отказаться от груди. При кормлении из бутылочки с соской ребенка следует держать на руках в той же позе, в какой обычно его кормят грудью, или полусидя, приучая самостоятельно держать бутылочку и направлять ее в рот.
Переход к кормлению с ложки (с 4—5 мес) и питью из чашки (с 7—8 мес) требует от ребенка совершенно новых движений. Если начинать кормление с ложки рано (с 2—3 мес), то ребенку трудно усвоить эти новые движения, он быстро устает и начинает глотать пищу, не обрабатывая ее во рту соответствующим образом. В дальнейшем у таких детей вырабатывается привычка глотать непережеванную пищу. Если же ребенок выплевывает прикорм, то надо чередовать ложку прикорма с привычной пищей, помня о том, что нельзя смешивать в одной тарелке разную пищу.
Если дети самостоятельно хорошо сидят, их можно кормить за специальным высоким столом по два ребенка (рис. 19). Обычно медицинская сестра дает пищу то одному, то другому ребенку, а в промежутках дети не только учатся хорошо пережевывать ее, но и привыкают спокойно ждать. Ребенка при кормлении нужно поощрять: «открой ротик», «пей кисель», «каша вкусная» и т. д.
Детей, умеющих ходить, кормят за низким столом, усаживая на соответствующее креслице, с поручнями и подножкой, придвигают к столу так, чтобы они не упали, и следят за тем, чтобы дети не «болтали» ногами (это отвлекает их от кормления). Подводить к столу ребенка следует за руку, предупреждая, что он будет сейчас кушать. К году дети уже могут самостоятельно есть хлеб, печенье и пить из чашки. Нельзя кормить ребенка насильно — это вызывает отрицательное отношение не только к пище, но и ко всему процессу кормления.
При кормлении медицинская сестра или санитарка должны сидеть так, чтобы видеть и других детей группы, находящихся в манеже или за барьером.