Развитие самостоятельности у детей наблюдается уже в раннем возрасте. Так, 6—7-месячный ребенок радует­ся, если ему удалось после нескольких неудачных попРазвитие самостоятельности у детейы­ток дотянуться к игрушке, привлекшей его внимание. Очень доволен ребенок 1 года 2—3 мес, если ему дали возможность есть самостоятельно ложкой, и он проте­стует, если взрослый пытается его докармливать, забрав ложку из его рук. У маленького ребенка возникает же­лание самому добиться выполнения какого-нибудь дей­ствия в том случае, если его усилия будут давать поло­жительный результат.

Особая активность проявляется при поощрении («вот хорошо, ты надел шапочку, моло­дец!»). Оказывать помощь ребенку следует только в том случае, когда ясно, что сам он этого сделать не сможет, но и здесь надо постараться делать вместе с ребенком, а не за него. Малыш многие самостоятельные действия производит медленно, повторяя часто одни и те же дви­жения,— к этому нужно относиться спокойно и терпели­во, так как раздражение взрослого очень возбуждает ребенка, вызывает протест и слезы. Появившиеся новые положительные привычки необходимо закреплять и в детском учреждении, и в семье, так как это условные рефлексы и они нуждаются в подкреплении.