Для начала нужно понять, зачем нужны пальчиковые игры. Такой вид игр на самом деле очень полезен малышам, так как речевая функция и мелкая моторика рук тесно связаны между собой. Если развивать моторику ребёнка, то будет развиваться и его речь. Играя ребёнок не только расслабляется и развлекается, но и учится познавать мир, находит способы взаимодействия с окружающей средой, учится лучше чувствовать и понимать маму и других людей. Разучивание и повторение различных стихотворных текстов вкупе с пальчиковой гимнастикой помогает малышу совершенствовать образное мышление, развивать фантазию, концентрировать внимание, улучшает память. Особенно полезны пальчиковые игры, основанные на фольклоре («Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая», «Птички летели» и другие).

С какого возраста начинать играть в пальчиковые игры с малышом? Чем раньше, тем лучше. Игры подобного рода для малышей до полутора лет больше выглядят как пассивная гимнастика рук и пальцев. Начинать нужно с рождения, когда переодевая малыша, купая его или просто ласкаясь к нему мама (или другие родственники) «пересчитывает» пальчики на ручках и ножках, сгибает-разгибает их, «ищет» руками ребёнка ушки, ротик, носик называя при этом «найденное». Так малыш получает необходимые ему тактильные ощущения и первые знания об окружающем мире.

Во время таких игр взрослый человек обычно обыгрывает какое-нибудь стихотворение или сказку. Само стихотворение или сказка должны читаться выразительно, внятно, с интонационным и мимическим выражением эмоций. И, естественно, играющий взрослый должен наизусть знать декламируемое. Ребёнку при этом не обязательно повторять рассказываемое взрослым (особенно если ребёнок маленький), достаточно повторять движения. При этом очень важно хвалить ребёнка вне зависимости повторяет он движения или нет.
Важно помнить, что игра должна проходить в дружелюбной форме. Периодически сюжет игры должен меняться, так как одна и та же игра может надоесть ребёнку. И тогда мир ребёнку откроется с новых интересных сторон.