Компьютерные игры возникли сразу после изобретения компьютера – то есть еще в середине прошлого века. Но им предстояло пройти долгий путь от лабораторий до настольных компьютеров и приставок. Теперь у первых геймеров 90-х годов, над которыми время ставило эксперимент, уже появились свои дети, готовые стать геймерами.

О проблеме игромании разговоры идут относительно недавно. Врачами и психологами написано множество талмудов на эту тему. Они смотрят на компьютерные игры свысока, как на табак, не способный приносить пользу и непонятно почему еще не запрещенный.

Стоит отметить, что официально термин «игромания» несправедливо взяла другая болезнь – страсть к азартным играм. Несправедливо потому, что во время игры в казино сам процесс игры не имеет значения, пристрастившихся людей волнует только результат. В компьютерных же играх результат всегда известен.

Явление компьютерной игромании редкое и малоизученное, и даже квалифицированный психолог с трудом сможет его диагностировать. Куда лучше его с этим справляются родители, особенно те, кто не застал игр в свое время. Они видят в своих детях игроманов и тут же находят способы лечения, один лучшего другого: наказания, запреты, ограничения. Чаще всего родители время от времени разрешают поиграть часик. «Часик» — слыша это слово, геймеры закатывают глаза. Какой смысл от этого издевательского часика? Людям, далеким от игр, трудно понять, что это развлечение не имеет ничего общего с кино или книгами. В игры либо погружаешься с головой, забывая о реальности, в том числе о времени, либо не надо.

Если наблюдается тяга к играм, то не следует запретительными мерами давать ей накапливаться. Неудовлетворенность всегда находит выход, рано или поздно, и по законам жанра в самое неподходящее время. Период фанатичной влюбленности к играм проходит пусть не так быстро, как хотелось бы, но зато навсегда.

Если же пристрастие не проходит, то нужно найти причину в самом человеке, в его душевном неблагополучии, а не в его «наркотике». Для этого давайте разберемся, можно ли сравнивать игры с наркотиком? Любой признанный наркотик вызывает зависимость у любого человека и не делает исключений, игры же бьют точечно.

Кто находится в группе риска? Дети и подростки, чье познавательное начало преобладает над активным. Они вдумчивы, мечтательны, и намного умнее, чем может показаться. С раннего детства они теряют умение и желание неформально общаться с ровесниками, особенно другими мальчиками, которые презирают всё, что не поддаётся мгновенному осмыслению. Игры позволяют такими людям просто не скучать, и их игромания действительно может продлиться целые годы, хотя редко приобретает острую форму и приводит к проблемам в реальной жизни. Рано или поздно игры им надоедают – все-таки, в играх слишком много общего, и развиваются они куда медленнее, чем геймер их осваивает, так что в конечном итоге игры теряют способность удивлять.

Куда большему риску подвержены люди, причем не только и даже не столько детского возраста, которые ищут себя в массовой сетевой игре. Как правило они годами рубятся в одну и ту же игру, все больше пренебрегая учебой, семьей, работой. Суть в том, что сама игра с ее сюжетом, графикой и увлекательностью не имеют значения, главное для них – это фанатский клуб по интересам. Такие виртуальные сообщества имеют свою символику, сленг и внутренние правила. В массовые игры играют вместе с другими людьми и против других людей, активно общаясь между собой, и, разумеется, положение каждого в таком сообществе зависит только от его игровых успехов. Отвлекать такого игромана от виртуального мира бесполезно – здесь, в реальности, он никто, а там эльф 80-го уровня с мечом в одной руке и топором в другой.

Легкого способа вытащить человека, запутавшего в такой сети, нет. Но есть сухие факты. Нужно настойчиво открывать таким геймерам глаза на то, что с ним будет в будущем, какой социальный тупик их ждет, и это не считая одиночества.