Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает примерно 15% рабочего времени. Родителям нужно разъ­яснять, что одежда ребенка должна соответствовать рос­ту, не стеснять движений, дыхание и кровообращение. В одежде должно быть минимальное количество завязок, застежек, чтобы переодевание проходило легко и свобод­но. До 1/5 лет девочкам (как и мальчикам) целесооб­разно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу и ползание: наклоняясь за игрушкой, ребенок будет наступать на подол, при ходьбе цепляться за различные предметы. После 1/5 лет на девочек надева­ют платья, которые не должны быть слишком широкими и длинными. Детская верхняя одежда (пальто и комбинезон) не должна иметь много сборок или жесткий тяжелый воротник. Узкие рукава и манжеты платья или кофточки мешают ребенку проявлять самостоятельность при умы­вании. Для того чтобы научить ребенка пользоваться но­совым платком, необходимо иметь их несколько — в кар­манах фартука, платья, пальто. Опрятная, красивая (но не дорогая!) одежда стимулирует ребенка к аккуратности. Дорогостоящая одежда нервирует ребенка из-за частых предупреждений о сохранности ее. Специальную празд­ничную одежду приобретать для детей этого возраста нет смысла, так как они быстро из нее вырастают и к сле­дующему празднику она уже не годится. Праздничным будет недорогое, но красивое новое платье, которое пос­ле торжества ребенок будет носить повседневно.

К концу второго года дети знают большинство назва­ний одежды, место ее нахождения, последовательность одевания. Они умеют снимать заранее расстегнутые взрослым части одежды и с помощью взрослых надевать отдельные предметы — шапку, колготки и т. д.
До 1 Уг лет у ребенка при умывании вырабатываются лишь приспособительные движения (протягивает руки к струе воды). К двум годам ребенку взрослый должен подсказывать как мыть руки, вытираться, и ребенок су­меет это сделать .почти самостоятельно. К этому возрас­ту навык опрятности практически уже сформирован, но он еще не прочен: заигравшись, дети забывают вовремя попроситься в туалет, им об этом нужно напоминать. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшки в такое время, когда есть уверенность, что это сов­падает с физиологической потребностью: после сна и каж­дые 1/5 — 2 ч во время бодрствования, что у старших детей совпадает с выходом на прогулку и возвращением с нее.
К концу второго года жизни детей необходимо нау­чить:
— знать названия предметов и их назначение, а так­же уметь ими действовать в процессе кормления, сна, туалета (пить из чашки, пользоваться ложкой, выти­раться полотенцем и т. д.),
— спокойно выполнять просьбы взрослых,
— уметь недолго и спокойно подождать, пока взрос­лый занят другими детьми, свою просьбу выражать словами, знать свое место за столом; место своей одежды, полотенца, горшка;
— говорить «спасибо» после еды, «здравствуйте» и «до свидания», выполнять простые поручения «принеси, пожалуйста», «дай, пожалуй­ста», «убери, пожалуйста, на место» и др.