Насилие в школах и за ее пределами всегда было неприятной темой – причины всегда ничтожные, а ответственность несут взрослые, которые недосмотрели, недовоспитали.

Часто во всем винят масс-медиа, особенно фильмы, мультики и компьютерные игры.

В оправдание мы слышим довод, что телевиденье, СМИ и кино лишь отражают реальность. И никакого спроса за содержание с них, конечно, нет. Переключая с канала на канал, мы наблюдаем нашу «реальность» в полной мере: человек в петле, человек на обочине, человек с окровавленным топором, человек на пыточном столе…

Стоп! Неужели это наша повседневная реальность? Можно ли после этого говорить, что телевиденье и СМИ это зеркало реальности? И возникает щепетильный вопрос – телевиденье просто вещает, или создает реальность?

Ещё во время СССР, когда СМИ создавали образ благополучия в стране, по свидетельству зампреда КГБ Бобкова, показ репортажа о том, как возле вечного огня человек облил себя бензином и сжег, привёл к череде новых самосожжений. Когда освещается факт побега, либо самоубийства военнослужащего, либо стрельбы по солдатам, то события повторяются очень быстро.

В далеком 1938 в США прошла радиопостановка романа «Война Миров» Уэлса. Миллионы людей, пропустившие начало, подумали, что это новости, и ударились в панику. В этой ситуации интересна столько беззащитность обывателей перед СМИ, сколько последствия — после постановки тысячи людей стали сообщать о том, что видели странные «Неопознанные Летающие Объекты» в небе, несмотря на то, что шумиха улеглась и все узнали про этот розыгрыш. Стоит заметить, что фантастических романов было написано великое множество и до постановки, но тарелки в небе появились именно после того, как сюжет был воспринят в качестве «правды», пусть даже разоблаченной.

Случаи подростковой агрессии родители часто связывают с тем, что им показывают с экранов. Но криминология не дает ответа о прямой связи между насилием на экране и желанием его осуществить. Однако существует теория, что смерть и насилие, на которые люди смотрят в детстве, отрафирует в них сочувствие. Не замечали за собой, что страдания животных по телеку вызывают куда больше протеста, чем человеческие чувства? Впечатлительным детям ничего не остается, кроме как ставить блок на боль других людей, потому что испытывать ее за каждого убитого на экране невыносимо.

В целом интерес к теме смерти и насилию у современных городских подростков легко объясним. В давние времена в семьях больше рождалось детей, и больше умирало. Дожив до двадцати, вы бы пережили много своих братьев, сестер, и других родственников. Обедая, вы бы осознавали, что кусок говядины еще вчера щипал траву, и вспоминали бы, как выглядел тот теленок. Смерть осознавалась как часть жизни, чего сейчас нет.

Бороться с жестокостью на телеэкранах и в кино бессмысленно и ненужно, людям лишь надо изменить отношение к нему и помнить о сочувствии. К тому же, ни один противник насилия в кино не сможет парировать тот факт, что склонные к жестокости подростки потребляют гораздо меньше масс-медиа продукции, чем их мирные ровесники, ведь основным источником реального насилия остается «улица» в широком смысле этого слова.