Малыш подрастает, учится познавать мир. Для того чтобы ваш ребенок гармонично развивался, ему необходимо общение: нежные мамины объятия, ласковые прикосновения и конечно же слова

Кроха пока еще не произнес свое самое первое слово, но уже понимает обращенную к нему речь. Он знает, что перед ним его мама и папа, его кроватка, его бутылочка, его игрушка. Все это он узнает от взрослых в процессе общения. Для появления активной речи пополняйте пассивный словарный запас ребенка. Предлагаем вам поиграть в прекрасную игру, направленную на расширение словарного запаса, на развитие понимания речи.
Начинать занятия можно ближе к двум годам, так как дети в этом возрасте уже могут адекватно воспринимать не только объемные игрушки, но и изображения предметов. Для игры вам понадобятся карточки по основным группам понятий (мебель, посуда, одежда, птицы, игрушки, дикие и домашние животные и т.д.). Карточки легко сделать самостоятельно.

Изготовление карточек

Вам понадобятся:

квадраты из цветного картона 6 х 6 см
широкий прозрачный скотч
много старых журналов
несколько старых, порванных детских книг

Как сделать карточку
Для начала нужно вырезать по контуру картинку (мяч, звезду и т.д.). Попросите малыша помочь отыскать ту картинку, которая вам понадобится
Начинать лучше с темы, которая ближе крохе для понимания: дикие и домашние животные, дом, транспорт
Например, попросите малыша найти изображение мишки или кубика. Получилось? Значит, можно делать первую карточку, причем прямо на глазах у ребенка.
Отберите картинки по выбранной теме, вырежьте их. Размотайте скотч приблизительно на 8 см.
Пока не приклеили картинку и не закрепили ее на заготовку картона, не отрезайте скотч от рулона. Затем приклейте цветное изображение к липкой стороне скотча и приложите к картонному квадрату так, чтобы кончики скотча зашли за обратную сторону заготовки.
Пусть и малыш включается в работу: подаст вам ножницы, поможет отрезать скотч, разровняет складочки, когда вы будете приклеивать картинки к картону. Картинки надо выбирать немного меньше, чем ширина скотча, чтобы вся картинка спряталась под пленку.
Первый комплект карточек можно сделать самой и показать их малышу уже в процессе игры. Пусть темой этого комплекта станут, к примеру, игрушки. Здорово, если вы сделаете парные картинки: два мяча, две пирамидки, две машинки, два медвежонка. И еще лучше, если мячи будут отличаться по величине: один — большой, другой — маленький. Итак, приступаем к игре!

Первый этап

Учимся отбирать именно ту картинку, которую загадала мама: «Найди пирамидку, найди мячик и т.д.»
Обыграйте ситуацию поиска картинки. Вместе с малышом громко позовите, например, пирамидку.
Если малыш не может вместе с вами позвать, пусть сделает это жестом: „Иди-иди!»
Первое задание прошло успешно, и ребенку оказалось вполне под силу назвать и найти предмет? Пусть теперь малыш загадает картинку, а вы попробуете вычислить какую. Можете даже немного пошалить, дав неправильный ответ. В этом случае ребенок учится контролировать не только свои действия, но и действия взрослого.

Второй этап

Ищем картинки с одинаковым изображением:
«Найди такой же предмет!»
Выложите перед малышом несколько карточек с изображением разных игрушек. Затем достаньте парную картинку и попросите: „Найди машину (мячик, куклу)». Разнообразьте задания, если видите, что малыш заскучал. Для этих целей хорошо подходят Bakugan игрушки.

Третий этап

Учимся сравнивать предметы по величине:
„Большой предмет, маленький предмет»
Объясните крохе, что это большая пирамидка, а это — маленькая. Они различаются размером. Затем предложите ребенку найти маленькую пирамидку, потом большую. Для большей убедительности показывайте руками, какая эта игрушка — большущая или малюсенькая.
Очень хорошо и голосом „оценить» величину предмета: про большой предмет сказать низким басом, а про маленький — пропищать тоненьким голосочком.
Прочитайте крохе сказку „Три медведя», где очень хорошо обыгрываются эти понятия: „Где моя большая ложка?» — грозно спрашивает Медведь-папа. „Где моя маленькая ложечка?» — говорит Мишутка.
Если малыш успешно справился с заданием, предложите выбрать из набора карточек только те картинки, на которых изображено все маленькое: мишутка, куколка и т.д. Следующее задание — пытаемся отобрать только большие игрушки. После того как вы разобрались с предметами, переходите к сортировке плоскостных изображений фигур (маленький и большой круги ).

Чтобы сортировка картинок была интересна малышу, можно использовать машинки с кузовом: в одну складывать маленькие предметы (карточки с ними), в другую — большие. Подойдут и небольшие коробки. Возьмите красную и синюю коробки или наклейте на крышки карточки соответствующих цветов. Затем добавьте зеленую и потом желтую коробочку.
В красную коробку убираем картинки красного цвета, в синюю — синего и т.д. На этом этапе ребенок учится соотносить цвет предмета и цвет коробочки. А потом можно попросить малыша спрятать пирамидку в красную коробочку, а машинку — в синюю.
Аналогичны задания для карточек по теме «Транспорт». Для изображения лучше выбрать самые простые модели: паровозик, самолет, корабль, легковую и грузовую машины. Их малыш также сможет сортировать по признакам (цвету и величине).
В теме «Дикие и домашние животные» делаем карточки с изображением зайца, волка, ежа, белки, медведя и лисы: кошки, собаки, коровы, козы и свиньи.
В период знакомства с темой «Одежда и обувь» ребенок может сортировать карточки с предметами сначала по цвету, величине. Затем усложните задание — подбирайте одежду и обувь, которая подходит для дождя, для жаркой погоды или морозного дня. одежду для мальчика, для девочки, для мамы или папы.

НАЙДИ МАМУ

На примере домашних и диких животных очень интересно поиграть в такую игру. Перед малышом выкладываем карточку с изображением взрослого животного и 2-3 картинки с детенышами.
Объясните ребенку, что мама потеряла своего сыночка (дочку) и зовет его: „Му-му» (голоса меняем в зависимости от выбранного животного). Нужно скорее ей помочь! Можно играть и наоборот: искать не детеныша, а его маму. Правила при этом остаются прежними.
Для закрепления знаний о цвете можно прятать животных в цветные домики (в те же коробки). Например, корову — в красную коробку, а кошку — в синюю и т.д.


„РАЗНОЦВЕТНЫЕ СЕКТОРА»

Цвета можно изучать с помощью других игр. Поиграйте, к примеру, в мячики разных цветов.
А вот еще одна игра для деток постарше. Циркулем начертите на картонке круг диаметром 10 см. Затем разделите его на 7 одинаковых сек¬торов (лучше это сделать с помощью транспортира). Обратите внимание, что каждый сектор должен быть примерно 51°. Затем раскрасьте сектора в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Назовите эти цвета, выбе-ите краски соответствующего оттенка. Расскажите малышу, что эти цвета — основные цвета спектра. Оказывается, у них есть удивительное свойство: при смешивании попарно они могут дать все остальные, вторичные цвета. Проведите эксперименты по смешиванию самых разных красок. Смешайте кисточкой на одном краю блюдца равное количество красной и зеленой краски. Помойте кисточку и смешайте желтую краску с синей. Смесь красного и зеленого дает цвет, схожий с коричневым. Желтый и синий дают зеленый.
От смешения основных цветов получается очень темный цвет, близкий к черному.
Время ознакомления с каждой категорией карточек строго ограничивать не стоит. Вы можете делать карточки в течение недели, а затем играть с ними еще 1-2 недели! Все зависит от того, как малыш усваивает материал,какое у него настроение. Можно возвращаться к полюбившимся играм снова и снова.
Хорошо, если для карточек вы отведете яркую коробку, и пусть кроха знает, где она находится
Важно, чтобы малыш убирал карточки после игры или при желании мог принести коробку взрослому, тем самым приглашая поиграть.
Если ребенок не хочет сейчас играть, не расстраивайтесь! Поиграете, когда у него будет настроение.
В первую очередь необходимо развивать понимание слов и понятий. Даже если кроха пока не называет слов или не повторяет их за взрослым — не переживайте. Важнее, чтобы он с пониманием выполнял задания. Ведь это означает, что в пассивном словаре отложились все понятия, с которыми познакомили его родители. Удачи вам, умения фантазировать и просто весело играть с малышом!