Мир вокруг стал зеленым, ярко цветущим и ароматным — самое время приступить к освоению природоведения!
Может, наука ботаника и кажется скучной кому-то из взрослых, но только не малышу! Для него, любопытного непоседы, луковицы в банке или пророщенная косточка финика — это чудо! Кроха будет с восторгом собирать гербарий, рассматривать мох сквозь увеличительное стекло, искать, где у цветка стебель, а где лепестки, а где пресловутые пестики-тычинки… Но для этого маленькому натуралисту необходима помощь взрослых. Почерпнуть сведения о растениях можно в любой детской энциклопедии — лучше мы отправимся на прогулку, поиграем, понаблюдаем. Вот лишь 8 из всевозможных идей для занимательного «природоведения»…

Миллион «почему»

Сколько времени мы теряем впустую, если во время прогулки просто идем рядом с малышом и… молчим. Нам кажется, а о чем с малышом говорить? Да буквально обо всем на свете! Давайте общаться и по ходу открывать своему пытливому отпрыску массу интересного об окружающем мире. Можно не просто идти, а попутно обращать внимание на зеленеющие рядом кусты и деревья, траву и цветы. Что такое куст? А что такое дерево? Чем они похожи, а чем отличаются? Почему растения цветут, зачем им семена, отчего цветы яркие и пахнут? И почему это над ними все время пчелы жужжат? Не спешите делать выводы за малыша. Конечно, можно поведать ему, почему осенью желтеют листья, зачем они опадают на зиму, а затем вновь появляются весной. Рассказать можно. Но лучше дать ему возможность подумать, порассуждать и ответить на этот вопрос самому. И пусть ответ будет звучать фантастически. Важнее всего желание докопаться до истины, найти ответ на поставленный вопрос. Как говорили древние: вопросы гораздо важнее ответов…

Учимся… пешком

1.Север или юг?

Поросшие мхом деревья можно встретить не только в лесу, а даже во дворе возле дома. Пусть малыш рассмотрит мох, потрогает его. Если захватите на прогулку увеличительное стекло — вообще будет здорово! Сквозь него мох выглядит просто фантастически. Считается, что мох растет только с северной стороны дерева. Почему бы вам не провести с ребенком маленький эксперимент, проверяя эту народную примету? Захватите на прогулку компас (его можно купить в любом туристическом магазине) и проверьте, действительно ли мох покрывает только северную часть ствола. Вы станете настоящими «разрушителями мифов», потому что, на самом-то деле, мох может расти где угодно. Хотя, чаще всего, с северной его все-таки больше. Ваш эксперимент принесет еще одну немалую пользу — малыш научится пользоваться компасом.

2.Сколько вам лет, береза?

А ваш кроха уже умеет определять возраст дерева по его спилу? Вам кажется, что это не так уж и интересно? Только не для любознательного маленького исследователя! Ему интересно все! Малыш показывает, сколько ему лет, загибая пальчики, а дерево — годовыми кольцами на стволе. И если во время прогулки в парке или в лесу вам встретится пенек с хорошо заметными кольцами, задержите на нем свое внимание. Расскажите малышу, что с каждым годом дерево растет в толщину. Два соседних кольца на срезе (темное и светлое) соответствуют одному году роста. Широкая светлая часть возникает весной, когда дерево растет интенсивно, узкая темная — в летние месяцы, когда рост замедляется. Подсчитав количество этих пар колец, мы и узнаем, сколько лет было дереву на тот момент, когда его срубили. А о чем еще может рассказать пенек? О том, насколько хорошей была погода в том или ином году. Очень широкие «весенние» кольца говорят о теплой и влажной весне. В эти годы дерево росло особенно быстро. Если же вы заметите узкие кольца, значит, весна наступила поздно, у нее долго не получалось вступить в свои права.

3.Удача… на стебельке.

О чем идет речь? О клевере! Он растет практически везде. Малыши быстро запоминают его крупные алые цветки. С давних пор это растение считалось священным у многих народов. Обычно лист клевера имеет форму трилистника Но иногда встречаются растения с четырьмя листочками Попробуйте вместе с малышом отыскать такой необычный экспонат. Считается, что он приносит удачу. Ну, удача — вопрос спорный. А вот пользу такое занятие, несомненно, принесет. Оно тренирует наблюдательность, учит малыша выдержке и сосредоточенности. Найденный четырехлистник можно сохранить на память, высушив его между страницами книги, наклеив на картон и покрыв сверху скотчем. Эта редкая находка сродни «куриному богу» — морскому камешку с дырочкой Найти его так же непросто. И если это не удалось — не беда. Может быть, в следующий раз вам повезет больше. На лесной полянке или на лугу можно искать не только четырехлистный клевер. Рассмотрите с крохой какой-нибудь цветок, например, ромашку, одуванчик, цикорий, а затем пусть малыш отойдет от вас в сторонку и попробует найти такой же цветок самостоятельно.

4.Деревья «в лицах».

Отличная идея — научить малыша различать деревья. А чтобы учиться было весело, сыграйте в веселую подвижную игру. Мама говорит: «Раз, два, три, к березе беги!» А малыш быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву или кусту, растущему поблизости. А потом будет здорово маме с крохой поменяться местами.

5.Портретная галерея.

Захватите с собой на прогулку несколько листов белой бумаги и цветные карандаши, а, еще лучше, мелки для бумаги. С помощью этих нехитрых инструментов вы сможете сделать зарисовки коры разных деревьев. Покажите ребенку, как приложить лист бумаги к дереву и аккуратно заштриховать, чтобы на бумаге появился волшебный «отпечаток» коры. Попробуйте закрашивать бумагу одним цветом или разными, создавая интересные текстуры. Напишите на каждом листе название дерева и сложите в папку. Так у вас появится необычная коллекция, которую интересно будет пополнять новыми рисунками.

6.Листок к листу.

Точно так же можно делать и отпечатки листьев разных деревьев Для этого сорвите по одному листочку, к примеру, с березы, дуба, осины, тополя, сядьте на скамейку, положите на колени для удобства книгу или журнал и сделайте с листьев «оттиски». Интересно, вспомнит ли малыш через какое-то время, где именно он сделал тот или иной отпечаток? В качестве совета: листики лучше сразу подписывать. Вот так и азбуку выучите без натаскивания и капризов, а там — и читать по слогам быстро научитесь. Кстати, можно использовать эти красивые рисунки для дальнейшего творчества. Например, в качестве фона для аппликации или как «героев» сказочного пейзажа, оригинального портрета…

7.Альбом-музей.

Почему бы вам не собрать вместе с ребенком целую коллекцию засушенных растений? Собирая растения, маленький натуралист запоминает их названия и то, как они выглядят. Некоторые растения так похожи между собой, что отличить одно от другого непросто. Следовательно, малыш развивает внимание и наблюдательность. Высушивая травинки и цветочки, юный ботаник учится выполнять определенные правила, соблюдать последовательность действий. А как же — ведь цветочек нужно расправить, просушить, затем подшить или вклеить в альбом. Что и говорить, оформление гербария потребует от него аккуратности и собранности, ведь сухие растения очень хрупкие. Если «экспонаты» подписать, они превращаются… в маленький музей. Вы готовы собирать гербарий, но не знаете, с чего начать? Стартуйте с растений, которые ребенку хорошо известны: подорожник, ромашка, клевер и т. п. Для их сбора вовсе не обязательно выделять специальное время. Этим можно разнообразить обычную прогулку. Главное, чтобы денек был сухой.
♦Рассмотрите вместе с малышом выбранное растение: какие у него листья, цветки, где растет, любит тень или солнце, влажную или сухую почву, растет везде или только в определенном месте.
♦ Затем детской лопаткой аккуратно выкопайте растение с корнем .
♦ Возьмите старую газету, раскройте ее и уложите внутрь растение, аккурат\но расправив листья, цветки, стебель. Старайтесь придать растению естественный вид. Некоторые листья можно специально отогнуть, чтобы была видна их обратная сторона. Подобную операцию проделайте с каждым собранным растением, вкладывая его в отдельную газету.
♦ Теперь сложите газеты одна на другую, между ними проложите еще по несколько листов газетной бумаги или бумажные салфетки.
♦ Сверху сооружение придавите чем-нибудь тяжелым, например, несколькими большими книгами. Сохнуть травы и цветы будут около двух недель. Только не забывайте каждые 2-3 дня перекладывать их новыми бумажными салфетками, иначе растения могут просто загнить. Если же вам не хочется возиться и ждать так долго, можно высушить растение при помощи… горячего утюга. Заверните его в салфетки и газеты так, как говорилось выше, положите на гладильную доску и 1-2 раза прогладьте. Отложите гербарий на несколько часов, затем прогладьте снова. Повторите процедуру 3-4 раза до полного высыхания растения. Следите, чтобы утюг не был слишком горячим, иначе растение может сгореть и потерять естественную окраску — пожелтеть.
♦ Теперь осталось только оформить «растительный музей». Для этого возьмите плотные альбомные листы, разместите на них растения и приклейте тоненькими полосками бумаги, скотча или пришейте ниткой. Рядом можно прикрепить пакетик с семенами, а для дерева или кустарника — еще и изображение растения целиком. Его можно найти в энциклопедии или в учебнике ботаники. А можно нарисовать (отличная творческая работа), распеча тать из Интернета (а заодно и поучимся работать на компьютере) или сфотографировать во время прогулки (развиваем наблюдательность и осваиваем фототехнику). Не забудьте написать название растения и указать время и место сборки (луг, лес, поле, берег реки, горы Крыма, ботанический сад и т. п.). Ну вот, теперь помещаем наши листы в файлы, а файлы — в папку.

8.Ботаническое «мемори».

Из высушенных растений можно сделать отличную игру, которая поможет малышу запомнить листья разных деревьев. Название ее происходит от английского слова memory, что значит «память». И действительно, кроме ботанических познаний, эта игра поможет развитию памяти, воспитанию аккуратности, усидчивости и умению концентрировать внимание. Вместе с ребенком соберите и высушите по два листа от каждого дерева, например, от дуба, липы, березы, рябины, осины, клена, тополя, акации, каштана, шиповника и т. д. Добавьте маленькие веточки сосны и ели. Листы белого картона разрежьте на прямоугольные карточки, приклейте на каждую по одному листочку (не забудьте, что карточки должны быть парными), сверху обклейте скотчем. Смысл игры заключается в следующем. Пары картинок перемешайте и разложите перед ребенком в несколько рядов изображением вниз. Теперь переверните одну карточку, покажите малышу и снова положите на место. Переверните следующую, и так до тех пор, пока не встретите уже виденную. Малыш должен вспомнить, где лежит такая же карточка, и открыть ее. Если угадал — оставляем обе картинки открытыми. Если нет — обе опять закрываем. Продолжаем до тех пор, пока не отыщем все парные карточки. Если ребенку игра понравится, можно увеличить количество картинок, добавив к листьям деревьев еще и травянистые растения. А кто говорил, что ботаника — это скучное занятие?! Веселых вам игр и интересных экспериментов на свежем воздухе!