Обычно родители с нетерпением ждут, когда же их кроха заговорит. Но это ожидание не должно быть пассивным Парадокс налицо: игрушек в распоряжении малыша — море, а он так и не научился говорить ни в два, ни в три года. В чем же дело? Соседская бабулька, самозабвенно играющая во дворе со своим трехлетним правнуком, сетует: „Родители сейчас не те. Обложат дитя игрушками, а как с ними играть — не покажут. Вот дитя и мается…»
Не умом, а сердцем поняла мудрая старушка простую истину: для ребенка важно живое общение. И учить его играть тоже нужно. Иначе кроха найдет свое, оригинальное применение окружающим его дорогим игрушкам. Куклы, плюшевые звери и кубики быстро потеряют „товарный вид». Они лишатся конечностей и будут изгрызены со всех сторон. Но так и не научат своего юного хозяина говорить…

Раз ступенька, два ступенька

Первые два года жизни очень важны для развития ребенка. Но если малыш постигает мир в одиночку, он просто не сможет научиться многим вещам:
♦ верно произносить звуки;
♦ освоить речевое дыхание;
♦ управлять тембром своего голоса: О запомнить, а затем и ввести в речь 300-400 слов (активный словарь);
♦ освоить функцию обобщения (одно слово обозначает разные предметы);
♦ строить простейшие предложения, понимать фразы;
♦ овладеть коммуникативной функцией речи (диалогом).
Одолеть каждую из этих ступенек ребенок сумеет только в общении со ЗНАЧИМЫМИ для него людьми, и в первую очередь с мамой.
А закладываются основы речи как раз в период от рождения до двух лет. К счастью, большинство молодых мам не спешат выходить на работу, пока ребенку не исполнится три года. Но и при таком раскладе малыши, как ни странно, речистыми становятся крайне редко.

Три девицы под окном

Погожий денек. В сквере на лавочке мило беседуют три молодые женщины. Рядом с ними в прогулочных колясках — детки чуть больше года. Между малышами происходит оживленное взаимодействие: они обмениваются игрушками, смеются, а порой не могут поделить что-то яркое, пластмассовое. Привычная сценка, не вызывающая вопросов ни у кого, за исключением разве что логопедов.
1. Почему детки столь говорливых мамочек молчат?
2. Как часто мамы в течение дня разговаривают со своими крохами?
3. Как долго продолжается общение между мамой и ребенком?
4. Как именно строится их общение?
На первый вопрос от женщин были получены похожие ответы: „Дети еще маленькие, вот исполнится три года, тогда и заговорят!» Второй и третий вопросы поставили в тупик одну из мамочек. Другая сказала, что ей некогда разговаривать, ведь времени не хватает даже на домашние дела. Ответ третьей женщины был таким: „Разговариваю с сыном раз или два перед сном…» Ждать ответа на четвертый вопрос уже не имело смысла. В беседе мамы высказали немало обид. Помощь со стороны к ним приходит крайне редко: мужья и бабушки с дедушками работают. Потому на полноценное общение с крохой времени и не хватает. А радостей в жизни остается не так уж много: выбраться в парикмахерскую да поболтать с приятельницами. И разговоры-то у них, в основном, о детях. Однако говорить можно не только о малышах, но и с малышами, совмещая приятное с полезным!


Выбор большой

Мамочкам не придется даже покидать привычного места в сквере. Все, что им понадобится — обычный набор игрушек да желание поразвлечь своих чад. Начнем с самого простого для взрослых и трудного для малышей — понимания речи. Если каждая мама возьмет на прогулку 2-3 игрушки, в общей сложности их окажется уже 6-9, Здесь и собачка, и машинка, и рыбка, и зайчик, и ведерко—чем не „Витрина магазина игрушек»? Воспользуемся этим, чтобы обогатить активный и пассивный словарь малышей, вызвать у них
потребность в общении и научиться понимать обращенную к ним речь. Итак, расставьте перед крохами на лавочке 4-9 игрушек. Детки, которые уверенно держатся на ногах, могут встать вокруг лавочки, или пусть останутся в колясках. Обращаясь к одному из малышей, попросите его взять собачку (кошечку, рыбку). При этом не упрощайте речь, говоря: „Дай ав-ав (или кису)». Называйте предметы правильно: „Дай собачку (кошку)». Не исключено, что малютка не сразу сориентируется, и ему на помощь придет более резвый товарищ. Здесь может возникнуть конфликт: малыши будут вырывать друг у друга игрушку. В таком случае переключите внимание крох на что-то другое. Когда все успокоится, начните вместе рассматривать собачку (рыбку, кошечку). „Ах, какая она красивая! Где у собачки глазки (ушки, шейка, лапки)?» Малыши должны показать все, что вы называете, а заодно и погладить игрушку (это очень важно!). Возможно, карапузы будут активно повторять за вами слова, не всегда верно произнося звуки. Но любую речевую инициативу малышей нужно поощрять!
Как вызвать ответную словесную реакцию ребенка? Малыши обожают всевозможные прятки. Незаметно спрячьте какую-то игрушку за спину или под лавочку и спросите: „Кто убежал»? „Куда спряталась собачка? Давай ее поищем!» Дети всегда активно включаются в процессы поиска и общения. А теперь соберите все игрушки и расставьте их на полянке неподалеку от малышей. Сделайте деткам такое предложение: „Собачке, кошечке, рыбке скучно сидеть одним. Позовем их к нам. чтобы поиграть вместе!» Малыши могут не сразу сообразить, как „позвать» игрушки. Покажите, как надо манить рукой и звать: „Иди, иди!» Возможно что карапузы будут звать игрушки робко. Тогда вы скажете: „Нет, так очень тихо, позовем громче!» Но следите, чтобы дети не кричали (громкий голос и крик — разные вещи).

Чей голосок?

В следующий раз поиграйте в игру ,.УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ», В ее основе — подражание голосам животных. А цель — развитие речевого слуха и речевой активности. Итак, все те же кошечки, собачки, коровки, птички… Их, как и в прошлый раз, надо выставить на лавочке или на полянке перед малышами. Одна из мам прикрывает рот платочком или журналом и подражает голосу собачки: „Ав-ав-ав!» Другая мама удивленно спрашивает: „Кто это нас зовет?»
Пухлые пальчики малышей указывают на игрушечную собачку, а кто-то даже пытается сказать: „бака», „ака», „гав» — и прочие милые варианты детского лепета. Третья мама вопрошает: „Как нас собачка звала?» Малыши начинают дружно „лаять», веселясь и проявляя чудеса артистизма. Тем временем первая мама уже готова изобразить кошку. Словом, игра продолжается.

Театр и… гонки

Когда ваши детки научатся подражать звукам, можно устроить настоящий кукольный театр на скамейке. Назовем спектакль „ГОСТИ». Сценарий — целиком на ваше усмотрение. Не спешите сразу доставать из сумки игрушки. Пусть одна мама скажет с загадочным видом: „К нам пришли гости. Интересно, кто это?» Вторая мама, прикрывшись платком или журналом, попытается изобразить лягушку: „Ква-ква-ква». Спросите детвору, как они поздороваются с лягушкой. Малыши, каждый по-своему, начинают приветствовать гостью.
Затем появятся и другие игрушечные персонажи. Спросите детей: „Кто же пришел сегодня к нам в гости?» Интересно, что на это ответят ваши крохи и кого они изобразят. Как-нибудь на прогулке устроим с малышами «ГОНКИ», то есть поработаем над силой голоса. Возьмите две машины-большую и маленькую. Одна мама показывает большую машину, другая — маленькую. Пусть ребята их внимательно рассмотрят. Сначала старшие участники игры, а затем и дети называют детали машин; руль, колеса, кабина, фары. „Где большая кабина? А где маленькая?» Малыши должны показать. А вы при этом говорите: „У-у-у, какая большая машина! А эта — ма-а-аленькая». „Когда едет большая машина, она
сигналит громко: „би-би-би!». Как сигналит большая машина?» Ребята радостно выдают громкий звуковой сигнал. Мама продолжает: „А маленькая машина сигналит тихо: би-би-би… Как она сигналит?» Крошечные игроки превращаются в мини-автомобильчики. Теперь уберите машины со словами: „Внимание! Сейчас вы должны сигналить громко, если поедет большая машина, а если едет маленькая — сигнальте тихо». Малышам придется быть очень внимательными. Это только некоторые из игр, которые постужат развитию речи ребенка.